Актер Игорь Старыгин, ставший суперзвездой после роли Арамиса в фильме «Д Артаньян и три мушкетера», готовится к съемкам продолжения легендарного сериала и остается в жизни обаятельным мушкетером. «Я прожил все годы в Замоскворечье — на Ордынке, на улице Бахрушина, сейчас на Новокузнецкой. Переезжал в основном по семейным причинам. Я любил некоторым своим женам все оставить и уехать, лишь бы не видеть, хотя никаких скандалов во время расставаний у меня не было», — рассказывает Игорь Старыгин

Арамис, он же «сослуживец» адъютанта его превосходительства, он же Игорь Старыгин — худ, строен, но суховат — этакий засушенный мушкетер запаса. Но по-прежнему в строю и даже готовится к продолжению съемок «Мушкетеров»…

После выхода фильма Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д,Артаньян и три мушкетера» артисты Михаил Боярский, Валентин Смирнитский, Игорь Старыгин и Вениамин Смехов стали суперзвездами. «На роль Арамиса Старыгина утвердили с ходу. Он играл самого себя — красавчика-хитреца, который всегда себе на уме. Они жили жизнью мушкетеров и в кадре, и вне кадра». Говорят, что это настроение и принесло фильму невероятную популярность.

Сразу после «Мушкетеров» на экраны вышел фильм «Государственная граница», где Старыгин сыграл роль белого офицера Владимира Дановича. «За несколько дней до премьеры фильм был снят с эфира. Спасло ситуацию знакомство одного из режиссеров с Галиной Брежневой, дочерью тогдашнего генсека. Позвонили Гале Брежневой — та надавила на отца. Фильм был показан на приеме с дипломатами».

В начале 90-х годов Георгий Юнгвальд-Хилькевич приступил к съемкам фильма «Мушкетеры двадцать лет спустя», на которые пригласил всех главных участников первой картины. Больше в 90-е годы Игорь Старыгин в кино не снимался. И вот снова готовится продолжение — мушкетеры вернутся с того света.

Встретились мы с Игорем после его записи на канале » Домашний» накануне его 60-летия. Артист готовил печенку по-холостяцки и был в ударе, но лучше с кумирами молодости никогда не встречаться…

Российская газета| Как удалось сохранить обаяние?

Игорь Старыгин| Я для этого ничего не делаю. А не поправляюсь потому, что у меня практически отсутствует чувство голода. Во время съемок я вообще не ем. Я часто находился в холостяцком положении и вот тогда научился готовить печенку с кровью. Отлично идет под пиво. Когда холост, всему можно научиться, но когда рядом красивая женщина, то я предпочитаю не мешаться на кухне.

РГ| Вы несколько спектаклей сыграли в театре «Луны» и исчезли. Почему?

Старыгин| Я несколько лет не работал в театре, и меня пригласили сыграть спектакль в театре «Луны». Дай-ка я посмотрю, не забыл ли я сцену, как я буду на ней себя чувствовать. Сыграл три спектакля, извинился и покинул театр. И опять ушел в никуда, в свободный полет. Я всегда из театра уходил сам. Меня никто никогда не выгонял. В театре Моссовета актеры были в шоке, когда я подал заявление об уходе по собственному желанию. Из ТЮЗа ушел сам… Теперь занят в антрепризах. Катаюсь по стране.

РГ| А почему вы такой неуживчивый?

Старыгин| Я мальчик по сравнению с Михаилом Козаковым, который «померил» все театры Москвы. Я человек с характером, с понятием чести, но никогда не ругаюсь — иду и подаю заявление.

РГ| Иногда уходом ничего не доказываешь.

Старыгин| Доказываешь себе.

РГ| Вы всегда хотели быть актером?

Старыгин| Я собирался поступить в Высшую школу КГБ, так как у меня дедушка из органов, а в ГИТИС попал из-за любви. Я был влюблен в начинающую артистку.

РГ| Правда, что будет сниматься продолжение «Трех мушкетеров»?

Старыгин| Правда. Режиссер будет тот же — Георгий Юнгвальд-Хилькевич. Когда он мне позвонил: «Ну, готов сниматься?», я чуть в обморок не упал: я на коня уже не влезу. Мы хотели начать съемки в этом году. Будем снимать «Мушкетеров», возможно, в Белоруссии или в Чехии.

РГ| Кто будет играть мушкетеров?

Старыгин| Все мы и наши дети. По сюжету, сын Портоса, д,Артаньяна и моя дочь ищут сокровища, но у них ничего не получается и тогда один мудрец посоветовал им попросить Всевышнего, чтобы тот вернул родителей. Мы возвращаемся с того света и начинаем им помогать. Это не прямой Дюма… Детей д,Артаньяна будут играть дети Михаила Боярского — Лиза и Сергей.

РГ| А ваша дочь?

Старыгин| Моя дочь — менеджер, работает по костюмам Кевина Кляйна.

РГ| Ваша жизнь была счастливой?

Старыгин| Как сказать… Местами. Я бы сказал, не счастливая, а в большей степени удачная.

РГ| А популярность не мешала?

Старыгин| Никогда не ощущал себя популярным человеком, ощущал простым, нормальным человеком, остаюсь им и сейчас. У меня есть Ангел-хранитель, который мне удачу приносит, и хранит меня. Было несколько ситуаций, в которых я побывал, из которых живым не выходят.

РГ| Операция?

Старыгин| Нет, операция — это семечки по сравнению с аварией самолета.

РГ| Самолет упал?

Старыгин| Нет, не упал, но мог бы упасть. Это было в ненастье. Когда мы приземлились и спустились с трапа в Одессе, я увидел, что хвост боком стоит. Потом машина на меня летела 120 км в час. Или она увернулась, или я…

РГ| А ваша любимая сыгранная роль?

Старыгин| Первая, дипломная. Я играл Хлестакова. Когда на творческих встречах просят чего-нибудь почитать, я обязательно читаю отрывок — сцену вранья Хлестакова. Скомпеллировал ее очень хорошо. Люблю «Границу». Все режиссеры, у которых я играл, были великими — Столпер («Солдатами не рождаются»), Ростоцкий, Зархи, Ташков, Герасимов… Учителя у меня были серьезные. У Зархи была раскадровка каждого кадра. Он рисовал: этот актер — к камере, этот актер идет — от камеры. Все актеры приходили с текстами, все знали, куда идти, что говорить. Ростоцкий не репетировал. Он даже о фильме ничего не говорил, он рассказывал истории военные, настрой давал. С внутренним уважением мы к нему относились.

РГ| Что вы больше любите театр или кино?

Старыгин| Смотря какое кино и смотря какой театр. Конечно, в театре интересней. В театре Моссовета я работал с Раневской, Пляттом, Жженовым, Леней Марковым, Любочкой Орловой, Шапошниковой, Михайловым, это был один из самых больших, серьезных театров Москвы.

РГ| Вы Орлову застали?

Старыгин| Конечно, я с ней играл, с Раневской… Раневскую боялся. Характер у нее тяжелый, резкий, творческий. Если что-то не так в мизансцене, не дай бог, ты не совсем точно сказал текст, все пойдет не так. Она тогда была уже не очень здорова. Ей надо было говорить все точно по тексту — «тютелька в тютельку». Встать на это вот место, не дальше, не ближе, сказать текст, если ты запутаешься — она запутается. А если она запутается — она срывает близлежащую сцену. Я с ней боялся играть.

РГ| Нравится ли вам актерская молодежь?

Старыгин| Актрисы — нет. Ближе мне Рита Терехова, Валя Талызина, Лужина, а из молодых?.. (Пауза). Вижу новые лица в глянцевых журналах и не знаю, кто они. Снялась она в одном сериале про любовь, про киллеров — и уже звезда советского кино. Орлову называли звездой, а она не любила этого слова. «9 рота» мне очень нравится, «Штрафбат», хотя его и ругали. Больше ничего толкового не вижу, путаешься в актерах, один актер в пяти разных сериалах играет и в пяти разных образах. То он киллер, то он бандит, то он следователь. У меня есть «тарелка», я ищу хорошую итальянскую классику, а наши сериалы мне смотреть тяжело, я начинаю нервничать. Не умеют работать.

РГ| Вы по-прежнему любите Замоскворечье? И сейчас там живете?

Старыгин| Я прожил все годы в Замоскворечье — на Ордынке, на улице Бахрушина, сейчас на Новокузнецкой. Переезжал в основном по семейным причинам. Я любил некоторым своим женам все оставить и уехать, лишь бы не видеть, хотя никаких скандалов во время расставаний у меня не было.

РГ| Много было жен?

Старыгин| Пять.

РГ| Бурная была молодость?

Старыгин| Да.

РГ| В характере мушкетеров какие качества вам импонируют?

Старыгин| Наверное, понимание, помощь моральная, не обязательно финансовая. Мы все 35 лет дружим. И не проходит дня, ну хотя бы недели, чтобы я не созвонился с Мишей Боярским или с Валей Смирнитским. Чтобы Венька из Америки или из Германии не звякнул: ребята, как дела? Сколько лет фильму, столько лет мы дружим.

РГ| А славы и популярности какой фильм больше принес — «Доживем до понедельника» или «Мушкетеры»?

Старыгин| Сейчас поколение, которое не помнит «Понедельника». Потом это художественный фильм. Не проходит двух-трех месяцев, чтобы по какому-нибудь каналу «Мушкетеров» не пустили — первый, второй, НТВ. Если 6-летний ребенок видит на улице меня, то показывает пальчиком: этот дядя — мушкетер.

РГ| Как вы отдыхаете?

Старыгин| У меня есть дача — сборная деревяшка. Жена любит копаться в земле, сажать что-то, а мне там скучновато. Мне надо, чтобы шум был, город. Я — городской. Жена говорит: поехали, поможешь мне там. Я два дня что-то делаю, больше не могу. Хотя есть телевизор, музыка, бильярд. Это простая деревня — тихая-тихая. Можно с ребятами в теннис поиграть. Чем меня можно заманить в деревню — рыбалкой. Речка не очень большая, но рыбка там водится. Можно посидеть, отдохнуть. Но что меня убивает, так это комарье. Один комар в районе километра существует — он меня найдет.

РГ| Как готовитесь к юбилею?

Старыгин| Друзья прячут какой-то рояль в кустах…

«Российская газета» №123 (4089), 9.06.06

*