В понедельник, 1 марта, исполняется 100 лет со дня рождения американского джазового композитора и музыканта Гленна Миллера. Первым инструментом, который в детстве освоил уроженец маленького городка Кларинда в штате Айова, была мандолина. Но в 13 лет он увлекся игрой на тромбоне, и эта любовь сохранилась на всю жизнь. На нем он играет и в университетском оркестре, и в профессиональных ансамблях по окончании учебы.

В середине 1930-х годов Миллер создал свой первый биг-бэнд. Затем коллектив несколько раз распускался и собирался вновь в новом составе, но в 1939 году после концертов в казино нью-йоркского пригорода Нью-Рошель к оркестру Гленна Миллера наконец пришла настоящая популярность. Он заключает контракты на серию радиопередач и съемку музыкального фильма.

Эта лента — «Серенада Солнечной долины» — принесла Миллеру поистине мировую популярность. С записями вошедших в фильм пьес «Я знаю почему», «Серенада лунного света» и «Паровозик на Чаттанугу» было продано более миллиона пластинок. К началу 1942 года Миллер был уже звездой джаза, выпустив 50 пластинок и давая по три концерта в день.

Но идет война, а на пике карьеры он поступает на службу в американские ВВС, где из двух военных оркестров создает гигантский биг-бэнд. После открытия «второго фронта» Миллер со своим коллективом отправился на Британские острова. Там оркестр выступает перед частями союзников. 15 декабря 1944 года Гленн Миллер вылетел с военного аэродрома близ Лондона в Париж, где планировалось провести полуторамесячные гастроли биг-бэнда. Но до французской столицы маленький одномоторный самолет не долетел, пропав над Ла-Маншем. Его поиски закончились безрезультатно. Вероятной версией катастрофы было объявлено обледенение корпуса машины.

Историки также не исключали, что легкий самолет марки «Норсемэн» мог быть сбит немецкими истребителями или потерпеть крушение из-за технической неисправности.

Но в 2000 году появилась новая версия. Британец Дерек Термэн, в годы войны служивший бортинженером на бомбардировщике «Ланкастер», вспомнил, как 15 декабря 1944 года их самолет сбрасывал неиспользованный боезапас в восточной части Ла-Манша в тот момент, когда под ним пролетал маленький самолет. Штурман бомбардировщика даже сделал в бортжурнале соответствующую запись, отметив, что легкая машина могла попасть под бомбы.

РИА "Новости"

*