Практически каждая семья в городке Павловское на Оке в Нижегородской области занимается разведением комнатных лимонов, а одному из жителей города удается выращивать плоды весом до килограмма.

Уже в прошлом веке Павлово стали называть родиной комнатного лимона

Более десятка ароматнейших лимонов — такой урожай собрал в августе житель Подмосковья Олег Гайворонский. Если учесть, что почти два килограмма цитрусовых он вырастил на подоконнике в собственной квартире, в одной единственной плошке, то итог впечатляет.

Но, как выяснилось, это достижение вполне обычное для скромного на вид деревца, которое он вырастил из черенка, подаренного другом из Павловского — города, в котором количество произрастающих плодоносящих лимонов исчисляется десятками тысяч.

Счастливый дар турецкого паши

История с Павловским цитрусовым феноменом началась в середине позапрошлого века. Она похожа на сказку про аленький цветочек, привезенный из дальних волшебных далей детолюбивым купцом.

Но в отличие от сказочных фантазий, в 1860 году вполне реальный Павловский купец Карачистов отправился по своим торговым делам за море. Правда, не за Синее сказочное, а за обычное Черное — в Турцию.

В Стамбуле и в Анкаре у него были надежные партнеры по бизнесу. И вот один из них в ранге паши сделал своему русскому партнеру необычный подарок — несколько черенков экзотических цитрусовых растений.

Каким чудом сумел купец в целости и биологической сохранности довести их до дому, осталось неизвестным. Однако доподлинно известно, что эти диковинные черенки он передал своему родственнику Елагину.

Тот оказался человеком сметливым и предприимчивым. Во- первых, он понял, что южные растения выживут только в теплом доме на светлом подоконнике. Здесь он и «поселил» турецкие саженцы.

А во-вторых, когда они всем на удивление прижились и стали плодоносить, смекнул, что из ботанического опыта можно извлечь немалую пользу.

Он стал выращивать саженцы и продавать павловчанам, охотно их покупавшим. Растение приобрело за короткое время такую популярность, что уже в прошлом веке Павлово стали называть родиной комнатного лимона.

Cтоль бурному увлечению комнатным «цитрусоводством» способствовал еще один объективный фактор — теснота местной городской застройки.

Город размещался на узкой прибрежной полосе вдоль Оки, что не позволяло сажать у домов сады. А тут появилась возможность выращивать миниатюрные компактные деревья в любой — даже небольшой — избе.

Вскоре слава о павловских лимонах пошла по всей России. Сто лет назад золотистые плоды из небольшого приокского городка нарасхват раскупались на шумных нижегородских ярмарках.

Чудо в полуподвале

При советской власти Павловской экзотикой всерьез заинтересовались специалисты Народного комиссариата земледелия. В середине 1930-х годов в Павлово приезжала группа ученых, специализирующаяся на выращивании субтропических культур.

Взялись за дело основательно. Деревца изучали вдоль и поперек. Писали научные отчеты, публиковали статьи в журналах «Советская ботаника», «Советские субтропики» и даже издавали книги с практическими рекомендациями, обобщением опыта павловских комнатных садоводов.

Ученых мужей в частности поразила редчайшая неприхотливость павловских лимонов: «В некоторых случаях приспособленность лимонов к произрастанию в комнатных условиях даже удивляет. Нам пришлось быть в квартире местного жителя Патина, в полуподвальном помещении, где нет солнца, очень мало света, и, несмотря ни на что, там выращен четырехлетний лимон, который сейчас прекрасно плодоносит».

Выживаемость самого товарища Патина в темном полуподвале выносилась учеными за скобки. Зато вкус и аромат лимона-самородка вызывали полнейший восторг: «Тонкокорый, дающий ароматные с хорошей кислотностью плоды… превосходного качества, по качеству, быть может, лучше, чем привозные».

Открыв то, что каждый житель Павлова знал с младых ногтей, ученые пришли к единодушному мнению, что изучаемые ими растения это -«национальное достояние народа, которое нуждается в бережном сохранении и преумножении».

Влияние домашних условий

Впрочем, одно серьезное открытие было все же сделано. Ученые выяснили, что здесь выращивали совершенно разные по достоинству лимоны, считая их одним сортом. В городе почему-то оказалось несколько его разновидностей, весьма существенно различающихся.

Каким образом такое могло произойти, выяснить не удалось. Изыскания прервала Великая Отечественная война. В семидесятых годах профессор кафедры ботаники Горьковского сельскохозяйственного института Елисеев вернулся к этой теме и впервые дал полное описание Павловского лимона.

Он же и объяснил, почему сорт один, а растения разные. Оказывается «виной» всему домашние условия произрастания потомков турецких прародителей.

Под их воздействием изменились почки, а внутри кроны выросли какие-то особые веточки. После этого ученые оставили павловчан в покое. Тем более что монополия на выращивание цитрусовых была прочно закреплена за соотечественниками генералиссимуса Сталина, и в коммунистический рай полагалось идти с закавказскими лимонами.

В каждом окне

Жители Павлова необыкновенно серьезно и даже трепетно относятся к своему, в буквальном смысле, доморощенному увлечению. Они совсем не удивляются, что приезжие во все глаза таращатся на окна их жилищ, ибо знают — есть на что посмотреть.

В каждом окне красуется настоящее диво — чудо-деревце с кожистой темно-зеленой листвой, на фоне которой к концу лета прямо-таки сверкают золотистые плоды. Причем лимоны весом почти в килограмм весом совсем не редкость.

Существует здесь и праздник лимона. Он проводится в июле, в пору массового созревания этих плодов. На нем выявляются лимоны-чемпионы, проходят дегустации и долгие чаепия.

Помешивая в стаканах ароматный напиток с обязательной долькой лимона, они обмениваются опытом, черенками и вообще радуются, вспоминая при этом добрым словом и турецкого пашу и купца Карачистова.

Побывать на этом празднике и не «заболеть» увлечением павловских Мичуриных просто невозможно.

Валерий Попов

для bbcrussian.com

понедельник, 05 сентября 2005 г., 18:23 GMT 22:23 MCK

Би-би-си

***