– Визу я вам выдать не могу, — сказал португальский консул Ибрагим Анне Сенниковой. — В вашем приглашении нет фразы, что приглашающий гарантирует ваше возвращение в Россию.

       — Да вы понимаете, что я жена футболиста сборной России?! Второй паспорт принадлежит жене Алексея Смертина. А приглашение нам прислал Паулу Барбоза. Вам о чем-то говорит имя ведущего футбольного агента вашей страны?

       — Хорошо, — смутился Ибрагим. — Выписываю вам визу до 21 июня.

       — Как до 21 июня? — запротестовала Сенникова. — А четвертьфиналы?

       — Какие вам четвертьфиналы? Сборная России в одной группе с Португалией, так что о четвертьфинале можете и не думать.

       Об этом Анна рассказала мне в очереди за получением паспортов.

– Выключите, пожалуйста, ваш ноутбук, самолет приземляется в Цюрихе, — попросила бортпроводница и в качестве компенсация предложила выпить.

       Остановка в Цюрихе обернулась невозможным. Оказалось, одним рейсом со мной следует сборная Швейцарии в полном составе. Когда братья Якины и Паскаль Цубербюлер появились в зале ожидания, поначалу подумал — галлюцинации. Опасения развеяли трое собирателей автографов (помимо них провожать сборную приехали еще с два десятка болельщиков, махавших флагами с крыши аэропорта).

       Время в беседе с левым полузащитником сборной Швейцарии Кристофом Шпихером прошло незаметно.

       — Настроение отличное! — с ходу заметил Шпихер. — Я лечу на чемпионат Европы — что может быть лучше?

       — В первом матче вашу команду проверит на прочность нападающий ЦСКА Ивица Олич, а во втором — если вы выйдете в стартовом составе — придется один на один сражаться с Дэвидом Бекхэмом.

       — А мы подарков от соперников и не ждем. Олич — классный форвард, и мы работаем над тем, как его обезвредить. А об англичанах я не так беспокоюсь — с ними играть только во втором туре.

       — А что думаете о российской сборной, против которой играли в отборочном цикле?

       — Глупо спорить с тем, что фавориты вашей группы — Португалия и Испания. Но после смены главного тренера сборная России стала совсем другой командой. Во всех официальных матчах при новом тренере Россия играла убедительно, так почему бы ей не потеснить фаворитов? С такой игрой, как против Швейцарии в Москве, когда Россия обыграла нас 4:1, ваша команда может далеко пойти. Даже до полуфинала.

       И качая головой от удивления, что встретил российского журналиста, Кристоф пошел занимать место в бизнес-классе.

      

       Аэропорт Лиссабона расположен в черте города. Пока приземлялись, удалось подробно рассмотреть сразу две арены европейского первенства: и «Жозе Альваладо», и «Луж», на котором пройдут матч Португалия — Россия и финал.

       Напоминания о чемпионате Европы в Лиссабоне — на каждом шагу. Плакатами и рекламой город обвешен, как Москва в период предвыборной кампании. Португальские флаги с символикой Евро-2004 продаются в каждом магазине, развиваются на многих машинах и вывешены из окон огромного количества квартир. Кое-где — вместе с сохнущим бельем. На каждой из красивейших площадей Лиссабона — флаги всех 16 стран-участниц чемпионата.

       Узнав, что я из России, добрый и общительный (как каждый португалец) таксист не унимался.

       — Поражение России от Португалии в один мяч тебя устроит? Конечно, хотелось бы в два, но, наверное, получится в один: о российской команде я высокого мнения… Мне кажется, Португалии чемпионат не выиграть. Победят испанцы или итальянцы…

      

       Центральный пресс-центр чемпионата охраняется серьезно. Бригаду итальянского телеканала РАИ в полном составе попросили снять ремни — не могли без звона миновать металлоискатели. Меня мучить не стали, зато рюкзак обыскали до последней нитки. Увидев на моей аккредитация надпись «Россия», спешат обменяться мнениями испанские коллеги.

       — Наша сборная постоянно имеет проблемы в первом матче, — вспоминает радиокомментатор Хорхе. — На Евро-2000 никто не сомневался, что мы уверенно победим Норвегию, а проиграли 0:1. А на Евро-1996 начали с ничьей 1:1 со слабой Болгарией. Понимаете, ведь у нас все звезды, играют в сильнейшем национальном чемпионате мира, выигрывают Лигу чемпионов и кубок УЕФА, а потому такие команды, как Россия и Норвегия, не воспринимают за соперников. Эта самоуверенность часто приводит к таким вот результатам. А когда Испания играет без права на ошибку, она играет совсем по-другому. Слышал, что в русских головах примерно такая же психология. Главный тренер сборной Иньяки Саес отлично понимает эту проблему и постоянно убеждает футболистов, повторяя это в интервью, что Испания — никакой не фаворит, что она гораздо слабее Франции. Он словно задался целью убедить каждого, что шансы Испании победить в турнире — нулевые. Думаю, на самом деле он считает по-другому. Но постоянно повторяет, чтобы выбить лишнее из головы каждого футболиста. Ладно, передавай привет Мостовому!

       Привет Мостовому, каюсь, не передал. Потому что разговаривал с ним на четыре дня раньше, когда сборная базировалась еще не в Виламоуре, а в Бору.

       — Испанцы любят мяч, — говорит Александр МОСТОВОЙ. — С мячом они могут сделать все что угодно, а без мяча бегать не любят. Соответственно, важно оставить их без мяча. Но это команда, которая вполне достойна звания чемпиона Европы. Хотя сейчас и говорят, что оборона Испании выглядит не так мощно, но ведь это только в сравнении с остальными линиями. Испанцы потеряли из-за травмы моего друга Мичела Сальгадо, но у них есть Пуйоль, лучший защитник «Барселоны». Его передвинут на привычную позицию правого защитника, а освободившуюся вакансию левого займет Рауль Браво. Один выбывает, другой без потерь занимает его место, не то что у нас.

       — На что реально может рассчитывать сборная России?

       — Все знают, что группа у нас очень сложная. Недавно посмотрел матч Германии со Швейцарией. Я бы больше предпочел видеть соперником по группе даже Германию, а не Испанию с Португалией. Задача стоит — выйти из группы. Однако Испания просто сильнее. Все покажет игра, а сейчас говорить можно что угодно: что будем биться, сделаем все возможное. Но что будет 12-го числа, вы же сами знаете. Что изменится от того, что я скажу: мы будем орать, кричать, биться, упадем, умрем, костьми ляжем… Ляжем и будем лежать на поле.

       — Времени сыграться с партнерами по сборной достаточно?

       — В футболе я долгое время, так что… Наигрывай, не наигрывай — что толку? Могу говорить: мол, мы будем играть так и эдак, потом выйдем на поле, а испанцы нас как завезут куда-нибудь, и все враз рухнет.

       — На своем последнем чемпионате Европы, в 1996 году, Россия играла с Германией в день президентских выборов и проиграла 0:3. Теперь матч с испанцами 12 июня…

       — А что особенного в этом дне?

       — Национальный праздник.

       — Что-то я не припомню никакого испанского праздника 12 июня.

       — Праздник в России.

       — Какой?

       — День независимости.

       — А-а-а… Значит, будем независимы.

      

       Александр ВИШНЕВСКИЙ, наш спец. корр.,

       Москва — Цюрих — Лиссабон

      

«НОВАЯ ГАЗЕТА»

№ 41

10 июня 2004 г.

«НОВАЯ ГАЗЕТА»

*