На вопросы интервью отвечают Станислав Шевченко, руководитель отдела образования, заместитель директора департамента исследований и разработки «Лаборатории Касперского», и Маргарита Бакина, генеральный менеджер образовательного проекта для школьников и студентов «Антивирусная школа – новый источник IT-знаний».

Как и когда возникла идея создания образовательных проектов в ЛК?

Станислав Шевченко: Миссия «Лаборатории Касперского» – создание глобальной системы информационной защиты, которая могла бы надежно обезопасить всех пользователей от IT-угроз. Поэтому мы считаем просвещение школьников, студентов, родителей, учителей школ, преподавателей вузов в сфере IT своей стратегической задачей. Кому, как не нам, экспертам в этой области, заниматься подготовкой новых специалистов?

Исторически в компании существовали образовательные инициативы, они давно реализованы и отлично работают. В рамках этой беседы я бы хотел рассказать о проекте «Антивирусная школа – новый источник IT-знаний», идея которого родилась лично у меня, как у руководителя Антивирусной Лаборатории, обязанности которого включают подбор сотрудников в стратегическое подразделение компании.

Профпригодный вирусный аналитик – это не только технически грамотный специалист, но и человек, выбравший «светлую сторону». Это сотрудник, который никогда не использует полученные сведения во зло, против других людей – и не потому, что ему за это платят, а по моральным соображениям. Именно поэтому, когда я восемь лет принимал на работу «дятлов» – так мы называем вирусных аналитиков, «долбящих» вредоносный код – первым делом я должен был понять, что за человек передо мной, какие у него ценности, какие моральные ориентиры, «свой» ли он?

К сожалению, я начал замечать, что с каждым годом на собеседования приходит все меньше людей, подходящих нам не только по профессиональным, но и по личностным качествам. И тогда появилась идея «выращивать» нужные кадры своими силами. Для этого было решено буквально со школьной скамьи привлекать ребят, заинтересованных в индустрии и тематике, отбирая тех, кто будет с нами «на светлой стороне» и ведя их к рабочему месту через образовательные программы в партнерских вузах.

Какие цели вы ставили перед собой? Насколько они изменились со временем?

Маргарита Бакина: Цели проекта являются нашим ориентиром, и с течением времени не изменились. Во-первых, это подбор и подготовка кадров на ключевые  позиции в «Лабораторию Касперского», начиная со старшего школьного возраста (реализация программы т. н. «непрерывного образования»: школа-вуз-работодатель). Второй нашей целью является повышение уровня компьютерной грамотности среди школьников и студентов с целью сделать из них продвинутых ПК-пользователей, тем самым укрепляя позиции «Лаборатории Касперского» как эксперта в своей области и повышая общий уровень информационной безопасности в Интернете.

Стоит заметить, что изначально мы не предполагали, что вслед за школьниками и студентами за получением актуальных знаний в области IT-безопасности придут родители, учителя и преподаватели. Однако сейчас это данность, поэтому в проекте появились и программы для учителей, Дни Антивирусной Безопасности для родителей…» и т. д.

На какую возрастную категорию рассчтаны проекты?

МБ: Если набросать психологический портрет типичного участника проекта «Антивирусная школа», созданный по результатам анализа наиболее активной аудитории, то он будет выглядеть примерно так:

Возраст: 14-21

Статус: учащийся школы или колледжа, студент вуза

Интересы: разнообразные, но значительная их часть лежит в области IT

Цели: стремится к успешному будущему, независимо от выбора профессии

Приоритеты: общение в кругу единомышленников

Личные качества: любопытен, обучаем, активен, креативен, использует предоставляемые возможности.

Чем могут быть полезны мероприятия образовательного проекта будущим специалистам?

МБ: Участник нашего проекта имеет возможность приобрести целый ряд конкурентных преимуществ, необходимых для успешной профессиональной карьеры. Одним из ключевых преимуществ, безусловно, является высокий уровень компьютерной грамотности.

Кроме того, с юношеских лет наши участники имеют возможность вращаться среди таких же энтузиастов, как они сами – общаться, делиться мыслями, приобретать новые, действительно полезные знания у опытных наставников. На этапе становления личности это очень важно – быть своим среди своих.

И, кроме того, каждый участник нашего образовательного проекта имеет реальную возможность в итоге получить интересную и высокооплачиваемую работу среди близких по духу людей, сотрудников «Лаборатории Касперского»!

Действительно ли ваши проекты помогают устроиться в компанию?

СШ: Проект «Антивирусная школа» еще молодой, но результаты уже есть. Один из студентов, в прошлом семестре успешно учившийся в своем вузе на нашем спецкурсе, сейчас работает в Антивирусной Лаборатории. Еще три участника февральского студенческого семинара, лидеры нашего рейтинга,  приглашены на собеседование HR-специалистами компании.

Один из девятиклассников, победитель онлайн-игры «Компьютерный Биатлон», поступил в Специализированный учебно-научный центр МГУ, чтобы получить высшее образование на факультете вычислительной математики и кибернетики, после чего прийти работать в «Лабораторию Касперского» уже в качестве дипломированного специалиста. Победитель еще одной игры, «Криптомарафон», ныне студент Нижегородского вуза, с сентября 2010 года приступит к работе в «Лаборатории».

То ли еще будет…

Чем ваш проект будет полезен тем,  кто не поступит на работу в «Лабораторию Касперского»? Где они смогут применить полученные знания?

МБ: Сегодня найдется немного профессий, в которых не требовались бы знания о защите конфиденциальных данных, о безопасной работе в онлайне. А кому из нас помешают такие качества, как предприимчивость, общительность, креативность? Кому в жизни не пригодятся дружеские связи с ровесниками, каждый из которых неизбежно займет свое место в жизни, а также с нынешними экспертами, которые уже сейчас могут помочь дельным советом? Все это обретают участники нашего проекта, все это пригодится им во взрослой жизни.

Что вы можете сказать об общем уровне IT-знаний в стране?

СШ: Я заметил одну странную особенность. Общий уровень знаний в сфере IT достаточно высок, но касается он, в основном, пользовательских навыков (таких как чтение почты, серфинг по Интернету и т. д.). Если же копнуть чуть глубже, на уровень более специализированных знаний (как, например, настройка почтовых клиентов, обработка фото или видео), то обнаруживается, что ими владеют очень немногие. Таким образом, ситуация двойственная: с одной стороны – широкий охват в части базовых знаний, с другой – очень узкий в части профессиональных.

Возможно ли участвовать в ваших проектах, не приезжая в Москву? Что вы посоветуете жителям Самары?

СШ: Благодаря нашему образовательному порталу www.av-school.ru, у проекта Антивирусная школа очень широкая география.

На сайте много полезной информации по информационной безопасности, которая будет интересна широкому кругу лиц. Здесь же весной и осенью мы играем в  онлайн-игры «Компьютерный Биатлон» и «Криптомарафон». Кроме того, на AV-School можно найти сведения о наших мероприятиях и акциях. Стоит отметить, что в 2009 году сайт нашей «Школы» даже получил специальную премию жюри конкурса РУНЕТ «За позитивный контент для молодежи».

Сейчас, в конце учебного года, для школьников наиболее актуальной станет информация о летнем лагере Антивирусной школы, который пройдет в Ярославской области и в Европе. Традиционно в наш лагерь выезжают ребята из разных городов, ведь это возможность познакомиться с проектом изнутри, использовать время летних каникул не только для отдыха, но и как инвестицию в успешное будущее.

Самарские школьники и студенты уже активно участвуют в наших инициативах на сайте, а также в выездных мероприятиях.  В осеннем Компьютерном Биатлоне 2009 участвовали 4 команды восьмиклассников из Самарского лицея информационных технологий, одна из них, команда «DarkStars», заняла второе место. А в весеннем, только что завершившимся Биатлоне участвовали 2 команды из МОУ СОШ № 133; одна из них, «8 чудо света», вышла в финал и заняла 6 место. Также пятеро активистов из Самарского Аэрокосмического Университета приезжали к нам на февральский выездной студенческий семинар.

Так что, как говорится, человек сам творец своего счастья. Используйте предоставляемые возможности! Удачи!