6 июня 1888 года в Омске, в семье офицера, родился Валериан Владимирович Куйбышев. Имя Куйбышева в советской мифологии осталось незапятнанным, чем и объясняется не только переименование Самары и еще двух городов, но и наличие улицы его имени практически в каждом крупном городе.

Сперва Валериан учился в Омском кадетском корпусе, затем поступил в Военно-медицинскую академию, но отчаянное увлечение политикой и членство в РСДРП были плохо совместимы с учебой и вообще с какой-то размеренной жизнью. С марта 1906 года Куйбышев перешел на нелегальное положение, и жизнь его начала отмериваться от ареста до ареста. Типичная практика русских революционеров, с той небольшой поправкой, что Куйбышев ухитрялся практически всякий раз из-под стражи удрать. Естественно, когда грянули осенние события 1917 года, Валериану Владимировичу было обеспечено место у руля, и, возглавив Октябрьский переворот в Самаре, он становится сперва главой Самарского революционного комитета, а затем председателем губисполкома.

   В 1920 г. Куйбышев приезжает в Москву, и в 1922-м он уже секретарь ЦК РКП(б) – карьера, как видим, совсем неплохая. Разумеется, для такого стремительного взлета, даже в те сумбурные годы, необходимо было располагать хваткой значительно выше среднего – ну, она у Куйбышева и была. Вскоре после смерти Ленина он сообразил, что ставку имеет смысл делать на Иосифа Сталина, и, старательно громя «троцкизм» и «правый уклон», славословил вождя изо всей мочи: «Этот Генеральный секретарь нашей партии является тем, что нужно для партии, чтобы идти от победы к победе», – провозгласил он на XIV съезде партии.

   Что же касается участия в «экономическом строительстве», Куйбышеву еще и как председателю Госплана страна обязана составлением первых двух пятилетних планов, которые не только никак не опирались на экономические законы, но и были почти в открытую рассчитаны на рабский труд заключенных – это верного сталинца ни грамма не смущало. Самым вероятным развитием событий было то, что никакая преданность вождю Куйбышева бы не спасла, и в 1937 году он, как многие другие, плавно перекочевал бы из вождей революции во враги народа, но тут ему, как ни цинично это звучит, невероятно повезло, и в январе 1935 года Валериан Владимирович умер своей смертью в своей кровати, что по тем временам можно было считать почти неслыханной удачей. Смерть его была объявлена происками преступных врачей, но, кстати, до сих пор нельзя поручиться за то, что там и впрямь не имело место отравление – разумеется, по распоряжению вождя, который опасался не только оппозиционеров, но и преданных соратников. Как бы то ни было, имя Куйбышева в советской мифологии осталось незапятнанным, чем и объясняется не только переименование Самары и еще двух городов, но и наличие улицы его имени практически в каждом крупном городе.

Публикация с сайта «Русская Германия»

N- 22/2007 04.06 — 10.06

Рубрика ОТ и ДО

Ведущая рубрики Влада ЛЯЛИНСКАЯ

***