В последнее воскресенье ноября в России отмечается День матери. Между тем родить ребенка сегодня –“ подвиг, который страна не оценит

Демографическая проблема в нашей стране с каждым годом по своей остроте приближается к гамлетовскому «Быть или не быть?». День матери в России, с 1998 года отмечающийся в последнее воскресенье ноября, –“ хороший повод попытаться понять, почему россиянки не хотят рожать. Не выгодно или не модно?

Воспроизводственный брак

Для начала вернемся в 2003 год, когда вся страна активно обсуждала итоги завершившейся Всероссийской переписи населения-2002, подтвердившей самые худшие опасения демографов. Оказалось, что российские женщины, которые вместо того, чтобы рожать по двое детей на каждую (для поддержания существующего уровня населения страны), ограничиваются лишь среднестатистическим –“ 1,3 ребенка. Вот и сократилось подрастающее население на просторах от Калининграда до Камчатки с 40 миллионов в 1990 году до 30 млн. в 2003-м и грозит к 2010-му ужаться еще на пять млн.

Не все ладно оказалось и с семейной жизнью. Выяснилось, что с 1990 года в России число супружеских пар сократилось на 2 миллиона, почти 3 миллиона семей ограничиваются гражданским браком, хотя на их долю приходится не менее трети всех появившихся на свет детей. Более того, за тринадцать предшествовавших переписи лет на 40 процентов возросло как количество россиян, ни разу не вступавших в брак, так и тех, кто развелся. Почти в два раза больше (свыше 700 тысяч) стало в стране сирот, причем большинство из них так называемые «социальные» –“ при живых папах и мамах, лишенных родительских прав.

Но и полные российские семьи не обеспечивают государству стабильное «воспроизводство человеческого потенциала». Результаты проведенного Министерством труда летом 2003 года мониторинга свидетельствуют: 70 процентов российских «ячеек общества», имеющих детей, жили ниже уровня бедности. Из них 472 845 семей, где подрастало более 866 тысяч представителей будущего поколения граждан РФ, на тот момент находились в условиях «экстремальной бедности» (когда ежедневное потребление меньше прожиточного минимума –“ 2,15 доллара в день на человека). В первую очередь это касается жителей села, где нищета и алкоголизм родителей сводят практически к нулю перспективы детей на нормальное будущее.

Демографическая дистрофия

Прошло два года. В конце октября Программа развития ООН (ПРООН) обнародовала доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации, из которого следует, что демографическая ситуация в стране по-прежнему аховая. Все так же прозябает в экстремальной бедности почти двадцатая часть населения России, а семьи, где родители решились на двоих детей, в основной своей массе барахтаются в сетях бедности скрытой (постоянное недоедание и дефицит средств). У половины будущих мам –“ пониженный уровень гемоглобина в крови, а по уровню смертности материнской, младенческой и детской мы не худшие в мире только потому, что есть страны Северной Африки.

Тот факт, что состояние здоровья средней россиянки репродуктивного возраста с каждым годом становится хуже, подтвердил «Трибуне» и главврач Центра репродукции человека и планирования семьи Министерства здравоохранения и социального развития РФ, доктор медицинских наук Михаил Корякин.

–“ Это прослеживается в снижении рождаемости по возросшему количеству бесплодных пар и на примере роста заболеваемости девочек, –“ поясняет Михаил Васильевич. –“ Последние стали раньше начинать половую жизнь, отчего страдают в первую очередь их детородные функции.

По мнению Корякина, в крутое пике рождаемость в России ушла по нескольким причинам. Прежде всего из-за неблагоприятных социально-экономических условий, развития рынка и капиталистических отношений в обществе (во всех развитых странах рождаемость неуклонно снижается), преобладания городского населения над сельским (в мега- и просто полисах распадается две трети браков) и, не удивляйтесь, высокого уровня образованности женщин.

–“ Люди, население –“ главное богатство, основной восполняемый ресурс любой страны, –“ считает Михаил Корякин. –“ Кто же будет рожать детей, не имея общественных гарантий их нормального развития?! Надеюсь, правительство предпримет необходимые шаги и сможет убедить россиянок, что ребенок –“ это не роскошь.

Сдвиги вроде бы наметились. И застрельщиком выступает, как обычно, столица России. Только в этом субъекте Федерации, начиная с нынешнего года, вышедшие досрочно на пенсию многодетные матери, родившие и воспитавшие 10 и более детей, будут получать дополнительное ежемесячное пособие в 2 тысячи рублей. От московских властей пытаются не отстать депутаты Госдумы, которые намерены принять законопроект, повышающий с шести тысяч до восьми размер единовременного пособия при рождении ребенка и с 500 до 700 рублей –“ ежемесячные пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет. Бюджетам обоих уровней эти социальные выплаты в следующем году обойдутся в общей сложности почти в 30 млрд. рублей. Но даже такая немаленькая сумма не способна в корне изменить ситуации –“ только финансовыми инъекциями от демографической дистрофии нашу страну, увы, не избавить. Надобно и в головах у людей кое-что поправить.

Ну а детушки? А детушки потом

Эта далеко не оригинальная мысль пришла ко мне после знакомства с письмом молодой мамаши, где она живописала период своей беременности. Лейтмотив ее до и послеродовых впечатлений был прост –“ в нашем обществе нет никакого уважения к женщине «в положении». Более того, она пришла в ужас от той степени людской озлобленности, с которой ей приходилось сталкиваться ежедневно: в транспорте, в очередях, в больнице…¦

Можно было бы списать мнение автора письма на непростое душевное состояние, свойственное всем беременным, но, расспрашивая своих знакомых, знакомясь с содержанием интернет-форумов для молодых мамаш, беседуя со специалистами, я пришел к такому же выводу. В России постепенно исчезает культ материнства и многодетности, который всего пару десятков лет был если не одной из основ государственной идеологии, то по крайней мере прочно существовал на бытовом уровне.

Со мной полностью согласен и Михаил Корякин: «В прежние, советские, времена многодетность меняла статус женщины на более высокий, окружающие гораздо благожелательнее, чем сегодня, относились к беременным и молодым мамам…»

Фонд народонаселения ООН прогнозирует, что к середине века на Земле будет на два с половиной миллиарда человек больше. Основной прирост ожидается за счет таких стран, как Китай, Индия, Пакистан, Бангладеш и ряда африканских, где людям голодно и тесно уже сегодня. Угадайте, куда двинется этот людской поток, перемахнув через границы своих государств? Правильно, по нахоженным тропам миграции –“ на север и на запад. В том числе и в Россию, где к 2050 году в лучшем случае останется 117 млн. населения, а в худшем –“ не больше 75 млн. Тихой сапой, мирной экспансией проползут, просочатся, пролезут пришлые люди на безлюдные просторы одной шестой части суши, где сегодня сосредоточено почти 70 процентов мировых запасов природных ресурсов. Территории государств, как и природа, не терпят пустоты. И не надо никаких танков, ракет и самолетов –“ в ХХI веке воевать будут не армии солдат, а легионы хромосом. Потому что сравнить энергию,заключенную в ядре яйцеклетки, просто не с чем.

Забортное население

В нынешнем году мы можем отметить сразу три «круглые» даты, связанные с процессом искусственного прерывания беременности в нашей стране: 85 лет, как в Советской России разрешили аборты, 70 –“ как их запретили и ровно полвека реабилитации этого процесса в СССР. Директор Центра демографических исследований Игорь Белобородов именно наследием социализма объясняет царящее сегодня в нашем обществе абортивное мышление. «Очень часто случается так, что женщина приходит в женскую консультацию и встречается с тезисом врача «зачем вам нищету плодить», –“ поясняет Игорь Иванович. –“ Иногда причиной для совершения аборта может служить уже наличие в семье двоих детей и субъективное мнение врача о том, что этого числа детей семье достаточно». Сегодня в России, по словам руководителя Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН, главного акушера-гинеколога России Владимира Кулакова, на 1,6 млн. искусственных прерываний беременности приходится 1,5 млн. благополучно завершившихся. Цифры ужасные, но, для сравнения: в 2003 году по разным данным в нашей стране совершалось от 2,5 млн. до 4 миллионов абортов, а за десять лет до этого в России соотношение убитых в утробе матери и появившихся на свет детей составляло два к одному.

«Трибуна» №183 (10089), 25.11.05

***