Калифорнийские ученые нашли способ «отключать» ген, делающий раковые клетки смертельными. За четыре недели они добились исчезновения злокачественной неизлечимой опухоли печени у лабораторных мышей, сообщают они в предварительном отчете в журнале Nature.

Их исследование, проведенное на основе гена, известного как Myc, может привести к изобретению новых способов лечения рака.

Ученые из Глазго, Великобритания, занимаясь исследованием проблем рака совместно с коллегами из Сиэтла, в прошлом году выявили механизмы влияния белка Myc на неконтролируемый рост раковых клеток путем деления.

Калифорнийские ученые проводили эксперименты на мышах с генетически модифицированными клетками печени. Клетка, в которой развивается рак, называется эпителиальная клетка, именно такие клетки образуют раковую опухоль в груди, прямой кишке и простате. То есть тот же подход может сработать при лечении рака такого типа. Рак печени весьма распространен и трудно поддается лечению.

«Это ужасная болезнь. Все, что дает надежду на излечения рака печени, очень важно, – говорит декан Стэнфордского университета Фелшер. – Самая захватывающая новость, это то, что раковые клетки можно превратить в клетки, похожие на нормальные».

Мыши, с которыми проводилось исследование, являлись носителями активного модифицированного гена, производящего белок Myc. Этот белок служит своего рода дирижером, посылая клеткам сигнал к размножению. Раковые клетки производят слишком много этого белка и непрерывно размножаются. Доктор Фелшер и его коллеги давали мышам антибиотик доксициклин, который приостановил деятельность гена и прекратил поступление белка.

Пока мыши получали дозу антибиотика, они оставались здоровыми. Как только антибиотик был исключен из их рациона, злокачественная опухоль печени развилась у них за 12 недель. Когда их снова посадили на антибиотики, у них началась стремительная регрессия заболевания: рак печени исчез, а клетки печени не проявляли никаких отклонений от нормального поведения. То есть ученые смогли по своему желанию включать и отключать ген Myc и вместе с ним – развитие рака.

Они обнаружили также, что некоторые первоначально нормальные клетки могут стать раковыми, что является возможным объяснением возобновления рака после химиотерапии.

Рак поражает каждого третьего человека и убивает каждого пятого. За последние годы ученые занимались исследованием целого ряда новых подходов к его лечению. Они пытались приостановить подачу крови к опухоли, чтобы остановить ее рост. Они проводили испытание токсинов типа «найди и убей», разработанных таким образом, чтобы уничтожать только больные клетки. Проводились эксперименты с ультразвуковыми скальпелями и ультракрасным излучением.

Но рак – это прежде всего болезнь ДНК, и британские ученые начали работу с генами рака, чтобы изучить все генные мутации, задействованные в развитии болезни. Их больше сотни. Однако белок Myc играет основную роль во многих случаях заболеваний раком.

Исследование команды ученых из Глазго продемонстрировало мишень. Если ученые найдут лекарство, блокирующее действие Myc, то они смогут изучить его влияние на рак. Исследование ученых Стэнфорда показывает, что они были правы.

Но то, что действует на мышей, не обязательно будет действовать на людей. Следующим этапом должны стать поиски препарата, безопасного для человека и в то же время обладающего аналогичным действием.

The Guardian Тим Рэдфорд