8 февраля в Москве в Военном университете прошло заседание Круглого стола Общественного совета при Министерстве обороны РФ по теме: «Офицер Вооруженных Сил в современном российском обществе». Организатором Круглого стола выступила Комиссия по повышению безопасности военной службы, укреплению правопорядка и воинской дисциплины Общественного совета при Министерстве обороны РФ.

Участие в обсуждении важнейших проблем военнослужащих приняли представители Минобороны во главе с начальником Главного Управления кадров ведомства генерал-полковником Михаилом Вожакиным, представители общественного Света при Министерстве обороны под руководством председателя Комиссии по повышению безопасности военной службы и укреплению правопорядка и дисциплины Александра Каньшина, представители органов законодательной и исполнительной власти, общественных организаций, офицеры, проходящие службу в войсках, ветераны Вооруженных Сил, средства массовой информации.

Гостями встречи стали народный артист СССР Василий Лановой, возглавляющий фонд «Армия и культура», секретарь Общественной палаты РФ, академик Евгений Велехов, Министр обороны СССР, Маршал Советского Союза Дмитрий Язов, а также легендарные маршалы и генералы, в разные времена прославившие Советскую Армию.

Важно отметить, что встреча отличалась конструктивным подходом и принципиальностью в постановке вопросов.

Главным итогом Круглого стола стало понимание того, что отношение общества к армии — это отношение к самому себе, что консолидирующей идеей общества продолжает оставаться патриотизм, а армия — его носитель.

Круглый стол завершился выступлением героя Российсой Федерации Игоря Станкевича, который передал общественному Совету открытое письмо в адрес Министра обороны Сергея Иванова.

Текст письма

Открытое письмо

Вице-премьеру правительства РФ, министру обороны

С. Б. Иванову

Уважаемый Сергей Борисович!

В своих выступлениях в средствах массовой информации Вы часто говорите, что в ходе нынешней военной реформы надо бы изменить в лучшую сторону статус военнослужащих, первым делом существенно повысить материальное благополучие их семей.

Однако, жизнь убеждает, что это так и остается на уровне громких заявлений. Никакой модернизации Вооруженных Сил не произойдет, если за бортом преобразований остается человек в погонах, если социально незащищены представители силовых структур и военные пенсионеры. Ну какая может быть отдача от командира взвода или роты, персонально отвечающих за боевую подготовку и воспитание солдат, если их денежное довольствие меньше, чем у уборщицы банка. Разве это справедливо, если командиру полка государство платит меньше, чем получает секретарша любой коммерческой структуры.

В Самарском гарнизоне разрекламированное повышение денежного довольствия на 10% было «съедено» очередным повышением квартплаты на 18% и ростом тарифов за телефон. Впереди – повышение цен за проезд в общественном транспорте. Не могу представить как будут жить офицеры всех силовых структур со своими нищенскими зарплатами при планируемых мировых ценах на газ.

Кроме низкого материального обеспечения остро стоит и другая социальная проблема – обеспечение военнослужащих жильем. Из года в год растет число бесквартирных офицеров. Государственные жилищные сертификаты, которыми пытались решить квартирный вопрос, почему-то не индексируются. В лучшем случае на них служивые и уволенные в запас могут купить в Самаре и других областных центрах прихожую или кладовку. С 1998 года самарская КЭЧ выдала 165 сертификатов добровольцам из числа увольняемых в запас. Четверть из них не реализована. Вариантом решения жилищного вопроса может быть использование пустующих площадок воинских частей в центре Самары для строительства многоэтажных домов. При этом в течение 2-3 лет возможно получение жилья для тысяч и тысяч семей.

Требует решения и проблема так называемых «пайковых» денег. То предложение, которое было обнародовано в СМИ, когда эти средства из расчета 20 рублей в день на человека намечено приплюсовать к окладам, звучит как издевательство. Даже служебную собаку кормят на 60 рублей в сутки. А тут офицеры!

Возмущает и то, что жены кадровых военных, особенно тех, кто проходит службу в отдаленных гарнизонах не могут найти работу и фактически остаются без трудового стажа. Так может пора реанимировать закон, когда женам военнослужащих, которые не могли получить работу, к трудовому стажу добавляли десять лет. Инициатива тут должна исходить от самого военного ведомства, законодательных структур.

Уважаемый товарищ министр обороны! Государством почему-то забыты военные пенсионеры. Пенсии, которые они заработали потом и кровью, служа в отдаленных гарнизонах, защищая национальные интересы в локальных войнах, сравнимы разве что с пособиями по безработице. Из-за отсутствия механизма индексации минимального размера пенсии по старости она не индексируется именно для военных пенсионеров. Именно они не имеют права на получение страховой части пенсии по старости. Непонятно, кем и как используются деньги, отчисляемые в Пенсионный фонд работодателями при продолжении трудовой деятельности военных пенсионеров. Не пора ли эти честно заработанные средства вернуть в виде прибавки к пенсии отставникам?

Тревожит, что федеральный 122-й закон оставил ветеранов военной службы без социальной защиты. Теперь им надо дожить до 60 лет, чтобы получить мало — мальские льготы от региональных властей.

Почему такое почетное звание, как «ветеран военной служб» обесценено? Пора внести изменения в действующее законодательство, возвратив ветеранам военной службы федеральный статус. Неужели вы, Сергей Борисович, как вице-премьер правительства не можете восстановить справедливость?

Я начинал офицерскую службу в 70-е годы. Хорошо помню, каким почетом и уважением в обществе пользовались защитники Отечества. Государство старалось материально и морально поддерживать их социальный статус. Трагедией для родных и близких считалось, если их сын, муж, брат- офицер по каким-либо причинам досрочно уволился из армии.

Как профессиональный военный, прослуживший в армии почти четверть века, как гражданин России, считаю, если руководство страны не предпримет в ближайшее время действенных мер по повышению престижа кадровой военной службы, улучшению материального положения военных пенсионеров всех силовых структур, то обороноспособность страны продолжит снижаться, а военная реформа так и останется на уровне планов.

Если вы думаете о будущем Нашей страны, ее армии и флота, то надеюсь, что мое письмо не останется без внимания.

Игорь Станкевич, полковник запаса,

Герой Российской Федерации

*