Кузнецов стоял во главе научной самарской школы, воспитавшей плеяду замечательных учёных, создал и возглавил в нашем городе отделение Академии наук. Николай Дмитриевич обладал удивительной тягой ко всему новому, он был и конструктор, и технолог, и физик, и металлург. И педагог: из «школы Кузнецова» вышло 106 кандидатов и 21 доктор технических наук.

17 июня 1982 года «за большой личный вклад в развитие отечественного машиностроения, плодотворную научно-педагогическую и общественную деятельность» решением исполнительного комитета Куйбышевского городского Совета народных депутатов дважды Герою Социалистического Труда, генеральному конструктору, академику Академии наук СССР КУЗНЕЦОВУ НИКОЛАЮ ДМИТРИЕВИЧУ присвоено звание «Почётный гражданин города Куйбышева».

Как эхо давно минувших космических стартов, весной 1998 года прозвучало сообщение об успешном завершении в США стендовых испытаний ракетного двигателя НК-33, разработанного в конце 60-х для нашей «лунной» ракеты-носителя Н-1 Сергея Королёва. Через почти 30 лет после своего создания НК-33 подтвердил за океаном абсолютно рекордную надёжность. И американцы закупили у России партию двигателей для космических ракет нового века… Руководитель коллектива его разработчиков самарский генеральный конструктор академик Николай Кузнецов, к сожалению, 3 года не дожил до этого триумфа. После закрытия советской лунной программой он во имя будущего впервые не выполнил приказ из Москвы, требовавший — «Двигатели уничтожить!» И время подтвердило его правоту… Кстати, еще при жизни создателя во время испытания двигатель проработал 15 тысяч 528 секунд вместо 140 по техническому заданию. Потрясающая надёжность!

Биография Николая Дмитриевича отразила всё своеобразие советской эпохи. Родился он 1911 года в Актюбинске, где отец работал слесарем-котельщиком в железнодорожном депо. Трудовую жизнь начал в 1926-м учеником слесаря в ремонтной мастерской подмосковного совхоза «Комсомольская Отрада». Учился в школе крестьянской молодежи, работал трактористом. В 1930-м поступил в Московский авиационный техникум. Занимался на вечернем отделении и трудился слесарем-сборщиком на моторо-строительном заводе №24 имени Фрунзе… (Который, кстати, в 41-м был эвакуирован в Куйбышев, с 50-х начал выпуск двигателей «НК» и стал сейчас «Моторостроителем»).

В 1932-м направлен ЦК ВЛКСМ на учебу в Военно-воздушную академию. После её окончания — оставлен адъюнктом при кафедре конструкции авиадвигателей. Весной 41-го успешно защитил кандидатскую. Первый год великой войны прослужил в Академии преподавателем. Летом 42-го — в Действующей армии, стажировался старшим инженером авиадивизии на Северо-Западном фронте. В академии читал лекции секретарь ЦК, главный «кадровик» партии Георгий Маленков. Ему 31-летний преподаватель Николай Кузнецов запомнился. Он вызвал его с фронта и назначил в октябре того же тяжелейшего военного года, в разгар переломной битвы под Сталинградом в Уфу — на авиационный завод № 26 парторгом ЦК ВКП (б) по опытному производству. Через год уже по просьбе главного конструктора этого моторного завода Владимира Климова Кузнецов стал у него первым заместителем. Вместе трудились над разработкой и серийным выпуском знаменитых двигателей с инициалами создателя — «ВК». В конце войны у немцев появились первые реактивные истребители, которых у нас не было. И Кузнецов предложил Климову начать разработку отечественного двигателя. Тот согласился включить в план работ ОКБ научно-исследовательские проблемы по реактивной технике. И группа Кузнецова начала разбирать поступившие из Германии трофейные двигатели с немецких самолетов…

В июле 1946-го он сменил своего выдающегося учителя на должности главного конструктора. Работа захватывала полностью, о личной жизни не думалось. Но неожиданно 36-летний Николай Кузнецов безоглядно влюбился в эвакуированную ленинградку, работавшую на уфимском заводе. Мария Ивановна стала его верным другом и пронесла любовь через всю их нелёгкую жизнь.

Был переведён из Уфы в Куйбышев — главным конструктором на государственный союзный опытный завод № 2. 16 мая 1949 года Николай Кузнецов прилетел с группой конструкторов на новое место работы и на 45 лет связал свою жизнь с нашим городом. Здесь, где в посёлке Управленческом уже жило и работало около 770 немецких специалистов из фирм «ЮМО и «БМВ», он осваивал производство отечественных реактивных двигателей, используя немецкий опыт.

КБ Кузнецова в работе нужно было выбрать одно, генеральное направление. И он принимает решение — проектировать мощный и экономичный турбовинтовой двигатель для тяжёлой стратегической авиации, чем в СССР тогда никто не занимался. Поделился своей идеей с выдающимся авиаконструктором Андреем Туполевым. Предложение Кузнецова вскоре оказалось востребованным. Как раз в то время, в конце 1950-го года, Туполев не смог утвердить запуск в серию нового бомбардировщика Ту-85. Его поршневые двигатели обеспечивали полёт на дальность почти 12 тысяч километров. Но Иосиф Сталин сказал: «Зачем мы будем выпускать бомбардировщик, который не может долететь до Америки и вернуться обратно?» Стране нужен был межконтинентальный носитель атомного оружия. Срок жёсткий — не позднее 1954 года. И Туполев вспомнил о предложениях конструктора из Куйбышева и дал «зелёную улицу» для новаторских разработок его КБ. Первый же турбовинтовой двигатель Николая Кузнецова — ТВ-12 (мощностью 12 тысяч л.с.) пошёл на оснащение стратегического туполевского Ту-95, серийный выпуск которого наладили на Куйбышевском авиационном заводе № 18. Его максимальная дальность позднее превысила 16 тысяч км. Страна получила прекрасный стратегический самолёт, который с 1956 года до сих пор стоит на вооружении нашей Дальней авиации.

В том же году Николай Дмитриевич стал Генеральным конструктором. А в 1957-м ему была присуждена Ленинская премия и присвоено звание Героя Социалистического Труда за его прекрасные двигатели для стратегического «Медведя» и его пассажирского варианта межконтинентального Ту-114, на котором Никита Хрущев даже слетал в США. Двигатели ТВ-12 получили по инициалам конструктора имя собственное — «НК-12». И открыли собою целое семейство «НК». КБ Николая Кузнецова уже в 1957-м в рекордно короткий срок — 96 дней — создаёт новый двигатель НК-4 для самолётов Сергея Ильюшина и Олега Антонова Ил-18 и Ан-10. Жизнь требовала больших скоростей, и коллектив КБ Николая Кузнецова занялся разработкой турбореактивных двигателей. Один за другим появились НК-8 и его модификации для Ил-62, Ту-154, НК-144 для сверхзвукового пассажирского Ту-144, двигатели для современных ракетоносцев Ту-22 и Ту-160… А всего под руководством Николая Дмитриевича создано 57 двигателей «НК» — авиационных, ракетных, наземных газотурбинных…

Кузнецов стоял во главе научной самарской школы, воспитавшей плеяду замечательных учёных, создал и возглавил в нашем городе отделение Академии наук. Николай Дмитриевич обладал удивительной тягой ко всему новому, он был и конструктор, и технолог, и физик, и металлург. И педагог: из «школы Кузнецова» вышло 106 кандидатов и 21 доктор технических наук.

Стремясь сам к ежедневному познанию, заботился о кадрах. Посоветовался с ректором КуАИ Виктором Лукачёвым, и вместе обратились к министру высшего образования и в 1956 году при опытном заводе было открыто вечернее отделение № 2 «Авиационные двигатели». Николай Дмитриевич был здесь заведующим кафедрой конструкции и проектирования двигателей и научным руководителем отраслевой лаборатории. Лекции читал блестяще, пробуждал у слушателей заинтересованность и сопричастность к проблемам создания двигателей. Сейчас рожденный им факультет вырос и стал Институтом энергетики и транспорта СГАУ.

Реконструировался завод и рос посёлок, где в основном живут его сотрудники. Заслуга Николая Кузнецова в том, что посёлок Управленческий при нём превратился в прекрасный, уютный микрорайон города. Здесь выросли утопающие в зелени кварталы многоэтажных домов, построены школы, дошкольные учреждения, больница, Дом культуры…

В 1963 году генеральному конструктору Николаю Кузнецову постановлением Совмина СССР было присвоено генеральское звание. Он любил военную форму за ее строгость и носил её. А люди, обожая своего генерального, с теплотой называли его «Наш генерал». Был генерал-лейтенант инженерно-технической службы Кузнецов человеком непритязательным, но в то же время гордым. Поэтому в родственных ОКБ зарплаты были выше, и премии выплачивали премии больше, чем в НПО «Труд».

Николай Дмитриевич никогда не обращался с меркантильными вопросами наверх. У него самого запросы были скромные, квартира не отличалась от квартир других сотрудников. На торжестве по случаю своего избрания действительным членом Академии наук СССР он сказал: «Звание знаний не прибавляет, а кичливости и заносчивости сколько угодно. Обещаю, что со мной этого не случится». И сдержал свое слово.

После горбачевской «перестройки» и распада СССР академик Кузнецов переживал, что Россия теряет славу авиационной державы. И в ноябре 1994 года с коллективом родного завода расставался очень тяжело. Уходя на пенсию, понимал, что это будет уходом из жизни и его самого. Всего лишь год прожил в Москве, вдали от родного завода. Николая Дмитриевича не стало 31 июля 1995 года. Похоронен он в столице на Кунцевском кладбище.

Вспоминают о нем на Управленческом по-прежнему с любовью и гордостью, ощущают на себе влияние личности Николая Дмитриевича Кузнецова, выдающегося конструктора и ученого, гражданина и человека. А двигатели НК «нашего генерала» до сих пор служат на военных и работают на гражданских самолётах, стали основой для газоперекачивающих установок «Газпрома» и сердцем новых, экономичных теплоэлектростанций. По решению российского правительства создается моторостроительный холдинг «Двигатели НК». Бывший завод № 2 теперь носит наименование Самарский научно-технический комплекс имени Н.Д. Кузнецова и занимается модернизацией созданных при нём «изделий» для нашей стратегической авиации — двигателей НК-22, НК-25, НК-32…

ГАЛИНА МАЕВСКАЯ

Подготовили Владимир Молько и Андрей Бондаренко.

Опубликовано в «Самарской газете» 1 апреля 2006 года

№  57    ( 3354 )

*