В лондонской галерее «Тейт» — крупнейшем и самом авторитетном музее современного искусства в британской столице — открылась выставка трех современных британских художников под звучным, но не очень понятным для непосвященных названием «Ин-а-гадда-да-вида».

«Галерея Тейт — национальная галерея британского искусства, в которой демонстрируются работы, начиная с XVI века по сегодняшний день, и у нас всегда была достаточно сильная современная программа, представленная и премией Тернера, и циклом выставок «Искусство сейчас». И потому, когда художники обратились к нам с идеей этого уникального совместного проекта, мы с энтузиазмом ее восприняли».

Так куратор выставки Клэр Уоллес ответила на мой вопрос о том, почему именно «Тейт» приняла у себя выставку трех очень известных, но известных скорее своим шокирующим скандальным искусством художников — Дамиена Херста, Сары Лукас и Энгуса Фэрхерста.

Ведь у «Тейт» вот уже несколько лет существует специально современная галерея «Тейт модерн», не говоря уже у недавно открывшейся в центре Лондона галереи Саачи — а именно с именем этого известного коллекционера ассоциируют чаще всего взлет этих трех, как и многих других современных художников, часто объединяемых термином «Бритарт».

«В райском саду»

In-A-Gadda-Da-Vida — замысловатое и не очень понятное название выставки будет понятно всем любителям классического рока. Так назывался один из классических рок-гимнов конца 1960-х, написанный и записанный музыкантами американской группы Iron Butterfly («Железная бабочка»).

Могущественная и завораживающая рок-драйвом песня должна была называться по-библейски торжественно — In the Garden of Eden — «В саду Эдема», или «В райском саду». Но, по легенде, солист группы Даг Ингл был во время записи настолько пьян, что правильно произнести нужные слова был не в состоянии, и получился вот этот кажущийся бессмысленным набор звуков — In A Gadda Da Vida.

Название Дамиену Херсту, Саре Лукас и Энгусу Фэрхерсту показалось идеальным — в нем удачно соединены и библейская традиционность и роковая современность.

«Художники испытывают огромное влияние современной популярной культуры, того, что происходит вокруг них в повседневной реальности, в рок- и поп-музыке. Но в то же время их работы полны и других идей, визуальных игр, намеков, ссылок» — говорит еще один куратор выставки Грегор Муир.

Шестиногая собака и трупы

И, действительно, намеков и ссылок тут более чем достаточно.

F… the Eggman — нарочито грубая перефразировка строчки из битловской I»m the Walrus, Give Pizza a Chance — еще одна издевательская перефразировка названия знаменитой песни Джона Леннона и так далее, и тому подобное.

Ну а что же собственно работы? Дэмиен Херст в привычной ему манере показал закачанных в формалин животных — собаку (шестиногую!) и разделанные коровьи туши. Говядина, правда, помещена в объемистый аквариум, и вокруг нее плавают очень симпатичные рыбки.

Не обошлось и без свойственной художникам бритарта ироничной мрачности — в одной из стеклянных витрин, как в морге, лежат накрытые с головой простынями тела покойников, а в простынях — вырезы для гениталий.

В одном из залов стоит огромный ржавый грузовик, в другом — огромный — метра три — выкрашенный в черный цвет банан. Но в целом настроение выставки вполне радужное. Стены трех залов оклеены специальными веселыми обоями, главная тема которых — бабочки: явный намек на и Iron Butterfly, и на райский сад.

В общем, In a Gadda Da Vida.

Александр Кан

Би-би-си

05 марта 2004 г., 19:05 GMT 22:05 MCK

Би-би-си

*