Желание узнать свое будущее всегда было общей слабостью людей. Отсюда – тяготение к различным формам гадания. Существуют особые периоды, когда привычные жесткие границы земного времени словно истончаются и становятся преодолимыми. К таким периодам всегда относили рубежные даты, связанные с определенным положением небесных светил. Наилучшими среди них для язычников считались конец года и зимний Солнцеворот – смена зимы на лето. Для христиан таким временем стали Святки.

«Настали Святки! То-то радость,

Гадает ветреная младость…

Гадает старость сквозь очки

У гробовой своей доски,

Всё потеряв неотвратимо –

И все равно – надежда им

Лжет детским личиком своим».

А.С.Пушкин

Святками называют 12 дней, которые следуют от Рождества до Крещения. По старому стилю они начинались 25 декабря и длились до 6 января, т.е. совпадали по времени с языческой Колядой. Решение о праздновании Рождества Христова было принято в 431 году на Вселенском соборе в Эфесе. Для фиксации праздничного церковного круга был выбран юлианский календарь, введенный в 45 году до Рождества Христова. Православная церковь и российское государство продолжало жить по юлианскому календарю до 1918 года. Хотя вопрос о переходе на новый – единый с европейскими странами стиль — несколько раз поднимался, решить его «кавалерийским наскоком» царское правительство не считало возможным. В конце Х1Х века Русское астрономическое общество заявляло, что «нет основания для введения в России, а тем более в Русской Церкви, заведомо неправильного григорианского календаря».

Большевики оказались куда решительнее: Декретом Совнаркома от 24 января 1918 года день после среды 31 января 1918 года предписывалось считать 14 февраля. Под угрозой новой волны террора и прибегнув к прямому обману, они вынудили Патриарха Тихона объявить о введении нового стиля и в Русской Церкви. Механическая передвижка календаря на 13 дней вперед не только не ликвидировала накопившиеся к этому времени неточности в хронологии, но внесла сумятицу в православную традицию, которая складывалась веками и была освящена церковным авторитетом.

Для людей, которые считали рождение Христа «поповскими штучками», это, разумеется, значения не имело. Зато теперь, когда Россия вспомнила о Боге и спешно пытается возрождать традиции, в сознании многих россиян все смешалось.

Некоторые отмечают сначала католическое Рождество, потом Новый год, затем православное Рождество и «старый Новый год». Дату православного Рождества знают все — благо день 7 января недавно стал выходным. Дату Крещения помнят немногие. Про то, что Новый год по старому стилю выпадал на Святки, забыли, зато, благодаря Пушкину, многие помнят о том, что в «крещенский вечерок» полагается гадать. Впрочем, это не мешает современным россиянам обращаться к услугам профессиональных гадалок и в другие дни.

Точное значение слова «гадать» неясно. В русском просторечии оно близко по значению к «думать», у чехов означает «испытывать или исследовать», у поляков – «говорить невпопад, наобум». Гадания, безусловно, принадлежат к языческим обрядам. Поэтому церковь запрещала их в среде христиан.

Уже Шестой Вселенский собор назначал в качестве наказания для тех, «кто произносит гадания о счастии и судьбе», шестилетнюю епитимию. Но все попытки отцов церкви восстать против святочных обычаев успеха не имели. Искоренить гадание оказалось невозможным. Церковь вынуждена была признать, что людям необходима передышка, иначе туго натянутая тетива может лопнуть. Именно с этой целью в средневековой Европе устраивались шумные карнавалы. Той же цели служили и Святки, празднование которых, вероятно, пришло в Россию из Византии.

Традиции святочных гаданий уходят корнями в глубокое прошлое. Они передавались из рода в род, и усваивались в русской жизни на протяжении веков. Во многих местах бытовало убеждение, что с Рождества до Крещения по ночам бегают черти, поэтому Святки считались самым удобным временем для гадания. Это было время одновременно и притягательное, и жуткое. Ночь, когда падают все затворы, и силы иных миров незримо присутствуют среди живых. Ночь смешения двух миров…

В дореволюционной России Святки были немыслимы без гаданий, о которых сложено множество жутких легенд. В эти дни девушки пытались угадать суженого или узнать свою судьбу. Лучшим временем для гадания считалась ночь перед Новым Годом или Крещением. В полночь гадальщицы приходили на перекресток или к запертой церкви и по услышанным звукам – радостным или печальным — предрекали себе свадьбу или смерть. Самые отчаянные приходили в лунную ночь к проруби, ложились на заботливо подстеленную нянюшками воловью шкуру и смотрели в воду. Или накрывали стол в пустой комнате и со словами «суженый-ряженый, приди ко мне поужинать» ожидали его появления. Приход суженого знаменовался жуткими завываниями ветра и стуками. Здесь важно было не сробеть и, когда суженый назовет свое имя, успеть сказать: «Чур моего места, чур моей загадки». Иначе добра от него не жди. Еще более страшным являлось гадание с зеркалом, которое для девиц, склонных к истерии, не раз окачивалось нервным срывом.

Неслучайно святочные вечера назывались в народе «страшными». Хорошо, если белок, выпущенный в стакан воды и поставленный в печь, поднимется вверх в виде башни, что означает свадьбу. А если он сложится в четырехугольник, который предвещает скорую смерть?

Впрочем, среди великого множества гаданий существовали и куда более веселые и безопасные способы. Гадали на кофейной гуще, бобах, иглах, соломе, грецких орехах – словом, на всем, что попадалось под руку. Бросали за ворота башмачок, выводили лошадь через оглоблю (споткнется или нет?), приносили куриц в дом, где в трех разных местах были приготовлены хлеб, вода и кольца (куда подойдет?) и пр. и пр.

Следует иметь в виду, что даже в шуточной форме гадания сохраняют память о своем происхождении. Территория духовного пространства отнюдь небезопасна, и об этом необходимо знать современным любителям гаданий. Те, кто желают заглянуть в будущее, должны отдавать себе отчет в том, что задают вопрос силам могущественным и не всегда доброжелательным. Наши предки воспринимали гадания как забаву и отдых. Главным содержанием празднования Святок на Руси была радость. Дореволюционные Рождественские номера журналов публиковали трогательные святочные рассказы, рассказывали о благотворительности. Ни один из них не писал о том, как нужно гадать.

Современные издания предлагают россиянам множество пособий по гаданиям. В каталоге РНБ имеется более 500 таких изданий: «Лучшие гадания», «Гадания для девочек», «Большая книга гаданий для женщин», «Народные гадания», «Большие и карманные энциклопедии» и другое. Добавьте к этому множество оккультных журналов и неограниченные возможности Интернет и – думайте сами, решайте сами: гадать или не гадать.

Елена Летенкова,

Фонтанка.ру

05/01/2005 12:49

Фонтанка.ру ссылка на статью