Ганноверский мединститут (Medizinische Hochschule Hannover) смело можно назвать городом в городе. Это не только учебное заведение: десятки клиник МНН ведут научно-исследовательскую деятельность в различных областях медицины. Предметом исследования ученых кафедры клинической психиатрии и психотерапии явилась «компьютеромания».

Medizinische Hochschule Hannover

Может ли человек XXI века страдать от одиночества? Жизнь доказывает – увы, да. Даже с распространением Интернета проблема одиночества не исчезла. Правда, благодаря ему общение между людьми стало доступней. Молодежь чаще всего находит собеседников посредством чата (от англ. to chat – «болтать», общение в Интернете, когда разговор или переписка ведутся в реальном времени). Чат гарантирует абсолютную свободу душеизлияния, наличие миллионов потенциальных собеседников и стопроцентный немедленный ответ. Если все равно, о чем говорить, если не допекают житейские проблемы, а свободного времени уйма, то чат – это то, что нужно.

   Но ученые считают, что «злоупотребление чатом или компьютерными играми может довести человека до депрессии или агрессии, а то и до состояния, близкого к шизофрении». Как сообщила на днях радиостанция «Немецкая волна», такой настораживающий вывод сделал в своем исследовании научный сотрудник кафедры клинической психиатрии и психотерапии МНН Берт те Вильдт (Bert te Wildt). «Наибольшей опасности подвержены те, кто ежедневно часами сидят в чате или играют в компьютерные игры, – уверен ученый. – Человек начинает жить в виртуальных мирах, теряя при этом контакт с реальностью. Чем больше расхождение между реальным и виртуальным мирами, тем больше вероятность психического расстройства. Особенно подвержены психическим сбоям люди слабохарактерные и страдающие комплексами неполноценности».

   Обратим внимание на последнюю фразу и спросим себя: слабохарактерность – не является ли она чертой, нередко присущей подросткам? А комплекс неполноценности – разве не может он развиться у некоторых из них, например, при плохом знании немецкого и, как следствие, отставании от школьной программы? Но если такие комплексы возникают у слабохарактерных подростков, то неудивительно, что они, найдя в Интернете возможность самовыразиться, нередко достигают в этом высокого уровня мастерства.

   Как отмечает Берт те Вильдт, «супермены» в сети или в компьютерной игре, они, возвращаясь в реальный мир, каждый раз испытывают горькое разочарование и, как следствие, впадают в депрессию. У иных «виртуальных героев» разочарование выплескивается в агрессию, поскольку они пытаются утолить свою жажду по реальным экстремальным событиям, вплоть до насилия. Компьютерные игры и участие в чатах под различными именами дают возможность человеку интенсивно «прожить» различные стороны своего характера. Проблемы возникают, когда сменяющиеся одна за другой маски начнут стирать истинное лицо человека», – предостерегает ученый.

Заболевания, возникающие на почве злоупотребления Интернетом или компьютерными играми, науке известны давно. Но сегодня они приобретают новую специфику и опасную динамику развития. Как именно выглядит шизофрения по вине Интернета, Берт те Вильдт намерен выяснить на следующем этапе исследования, в котором будут задействованы люди с тяжелыми психическими расстройствами, возникшими по причине конфронтации с виртуальными СМИ.

   «Телевидение оглупляет людей», – считает директор ганноверского НИИ криминологии профессор Кристиан Пфайффер (Christian Pfeiffer). Правда, ответственность за это один из ведущих в Германии специалистов по изучению молодежной преступности возлагает на… родителей. «Они всё теле-, радио – и компьютерное оборудование ставят в детскую комнату, – возмущается бывший нижнесаксонский министр юстиции Пфайффер, – и не контролируют, чем занимаются их дети. А многие подростки компьютерным играм и ТВ уделяют времени больше, чем урокам. Растет и число тех, кто бросает школу. Причем мальчики чаще, чем девочки: если в 1990 году из 100 бросивших учебу было 48 мальчиков, то в 2002 году – 64. Успеваемость у мальчиков тоже становятся хуже. Они в большей мере, чем девочки, оснащены телевизорами, компьютерами и игровыми приставками. В будущем году мы приступим к исследованию связи между потреблением продукции средств массовой информации и отказом молодежи от учебы».

   В одном Пфайффер прав: большинство школьных (и не только) проблем у детей возникает вследствие бесконтрольности со стороны родителей. Предоставленные сами себе подростки легко поддаются многочисленным соблазнам. А к чему это приводит – известно. Кстати, я неспроста отметил, что профессор Пфайффер считается в Германии одним из ведущих специалистов по изучению молодежной преступности. Его критика уголовно-правовой политики немецких судов за ее, как он выразился, «всё больший популизм», достигает цели. В последнее время судьи приговаривают молодых иностранцев к более суровым наказаниям, чем их немецких сверстников. И это, на мой взгляд, тоже повод к тому, чтобы родители обратили серьезнейшее внимание на времяпрепровождение своих деток. Потому что, если детки станут объектом внимания судов, клясть телевидение или компьютер будет поздно.

Сергей ДЕБРЕР

Ганновер

Еженедельная независимая газета РУССКАЯ ГЕРМАНИЯ

В Берлине — РУССКИЙ БЕРЛИН

В регионе Рур / Рейн — РЕЙНСКАЯ ГАЗЕТА

РУССКАЯ ГЕРМАНИЯ

***