По оценкам специалистов, Самарская область оказалась в одном из основных транспортных коридоров, по которым международные наркокартели перебрасывают сегодня свой товар из Азии в Европу. Специалисты говорят о возрождении «великого шелкового пути» с Востока на Запад, только теперь речь идет о «великом наркотическом пути». Соответственно, и доходы самарских наркодилеров считаются одними из самых крупных в России. По оценкам «Дела», месячный оборот самарских группировок, промышляющих только розничной наркоторговлей, превышает $18 млн.

«Полумесяц» и «треугольник»

В относительно небольших количествах наркотики производят почти во всех странах мира. В том числе и в Самарской губернии регулярно пытаются выращивать коноплю и мак целенаправленно для производства наркотических веществ. Только в 2004 г. управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков ГУВД Самарской области в полях на корню уничтожило 4 т местной конопли и 3 т мака. По качеству это, конечно, не чуйская конопля и не афганский мак, тем не менее, и самарские растения могли послужить сырьем для изготовления наркотиков.

Огромные высокотехнологичные производства наркотиков существуют в трех общепризнанных мировых центрах. И России в этом смысле нe повезло с соседями. Хотя один из центров находится аж в Южной Америке, зато недалеко от границ нашего государства расположены страны Центральной Азии, в том числе так называемый «золотой полумесяц», в состав которого входят Афганистан, Иран и Пакистан. В этом самом «полумесяце» традиционно выращивают опийный мак и коноплю и производят готовые продукты — марихуану, гашиш, опий и героин. Первое место в этом производстве занимает Афганистан.

В принципе, не так уж и далеко от границ России расположен и «золотой треугольник». Это район, где сходятся границы Таиланда, Бирмы, Камбоджи и Лаоса, — третий мировой центр по производству наркотиков. Традиционно опиумный мак здесь практически открыто выращивается на склонах гор.

Однако в последнее время наряду с наркотиками растительного происхождения набирают популярность так называемые синтетические препараты — амфита-мины, экстази, ЛСД. Эти наркотики характерны прежде всего для молодежной среды. Вырабатываются они в США и в Европе — главным образом, в Нидерландах. Впрочем, есть сведения о производствах в странах Восточной Европы, в том числе на территории государств бывшего социалистического лагеря.

Тайные тропы

Как и любые производители, концерны, выпускающие наркотики, заинтересованы в рынках сбыта. К таковым сейчас можно отнести практически весь мир. Даже па территории Израиля, в связи с угрозой терактов живущего по законам военного времени, можно купить наркотики. Тем не менее, есть страны, которые традиционно считаются самыми крупными потребителями наркотиков. На первом месте стоят густонаселенные и экономически благополучные Соединенные Штаты. В расчете на американский рынок коноплю начали выращивать в оранжереях даже в соседней Канаде.

Затем следуют развитые страны Европы, прежде всего, Нидерланды, Франция и Великобритания.

В последние 7 лет одним из крупных рынков сбыта стала Россия, после того, как в начале 90-х гг. государство вошло в мировую экономическую систему и появилась возможность конвертировать рубль.

Соответственно, одной из основных проблем для нелегального наркобизнеса стала транспортировка наркотиков от мест производства к местам массового потребления. Забудем о путях транспортировки из Южной Америки и Северную, но попробуем понять, какая ситуация сложилась с наркотрафиком в России и какое место на этом пути занимает Самара. На сегодняшний день существует три крупных международных канала по доставке наркотиков в Россию и Западную Европу из стран Азии.

Первый и, видимо, крупнейший, проходит через Таджикистан. Через этот регион в Россию и далее на Запад идут наркотики канабисной группы (марихуана и гашиш), а также опий и героин афганского происхождения. Из Таджикистана дорога пролегает либо через Киргизию, либо через Узбекистан и Казахстан и идет в Россию.

Второй маршрут — через Азербайджан и Чечню. Здесь переброску наркотиков контролируют синдикаты, которые работают в том числе и на местном сырье. Они занимаются поставкой наркотиков в крупные российские города и далее в страны Европы.

Третий путь, ставший в последние годы «героиновой дорогой», проходит через Болгарию. До начала войны на Балканах «южный» путь выглядел так: из Афганистана героин отравлялся в Турцию, далее через Болгарию, Македонию, Косово и Албанию попадал в Италию. С началом противостояния сербов и косовских албанцев и вытеснения последних наркодельцам пришлось пересмотреть маршруты транспортировки. «Героиновая трасса» стала проходить через Турцию, Болгарию, а затем — Румынию и Венгрию. Эта «дорога» контролируется крупнейшими наркосин-дикатами — косовских албанцев и турок. О масштабах поставок можно судить по тому факту, что в 2001 г. только на одном болгарском КПП в Капитан-Андреево была конфискована партия в 901 кг героина.

Самарский транспортный узел

Как пояснили «Делу» в управлении Госнаркоконтроля по Самарской области, в этой международной транспортной сетке в силу своего географического расположения Самара нанимает весьма важное место. Как мы уже отмечали, из Таджикистана в Россию наркотики попадают через Узбекистан, Киргизию и Казахстан. Непосредственно в центральную Россию зелье поступает либо через Поволжье -Саратов, Оренбург и Самару, — либо через Астрахань, откуда грузы везут либо в центр, либо на Север. Самара, Саратов и Оренбург граничат с Казахстаном, но имеющаяся граница до сих пор вполне преодолима.

Достаточно сказать, что на этой oгpoмной территории действуют всего несколько таможенных постов: 3 — в Оренбурге, 1 — в Самаре и 1 — в Саратове.

Подтвердили наличие такой транспортной наркомагистрали и в филиале национального центрального бюро Интерпола в РФ при ГУВД Самарской области. По словам специалиста этого ведомства, аналитики силовых структур относят Самару в том числе и к так называемому Балканскому коридору, который соединяет Средний Восток (Афганистан и Иран) и Европу.

В пользу этого довода говорят факты задержания больших наркогрузов, которые явно не были предназначены для потребления внутри Самарской губернии.

Так, в марте этого года беременную женщину-наркокурьера арестовали с тремя килограммами чистого героина. По представлениям «работодателей», 21-летняя Мария К. шансов попасть в руки пра-воохранителей вроде бы не имела — русская и на позднем сроке беременности. Задержание было проведено УФСБ РФ по Самарской области в рамкзх комплексной операции по нейтрализации целого ряда крупномасштабных наркогранзитов. Цена такого наркотика составляет $120-150 за грамм. Из одного грамма героина выходит до 8-12 доз. Получается, что арестованным грузом можно было бы посадить «на иглу» треть губернии. Как официально заявляли представители УФСБ, были задержаны жители Таджикистана и Азербайджана, «прикрывающие» поставку. Наркотрафик шел не только в Поволжье, но и в Московский регион, Питер и далее в Западную Европу.

Как отдельный паркокоридор выделяет Поволжье такой признанный специалист в области борьбы с наркобизнесом, как Александр Зеличенко. Г-н Зеличенко руководил службой по борьбе с наркобизнесом МВД Кыргызстана, Госкомиссией по контролю наркотиков при правительстве республики, был офицером-координатором международного антинаркоти-кового проекта «Ошский узел». Он автор книги «Наркоэкспансия», выступал на научных симпозиумах в Германии, России, Южной Корее, Эстонии, возглавлял группу международных экспертов миротворческого полицейского контингента на Балканах. Зеличенко приводит подробную схему одного из основных маршрутов транспортировки наркотиков из Афганистана, в одном из них фигурирует Поволжье: Бадахшан — От — Поволжье -Москва — Эстония — Швеция — США…

Борис Грызлов, экс-министр внутренних дел: «За последнее время число граждан, принимающих наркотики, достигло 3 млн человек. И если бы вш они решили избираться в Госдуму, в парламенте могла бы быть создана нова! «фракция наркоманов*.

Впрочем, из Самары наркогрузы отправляются не только в Москву, давно считающуюся одним из крупнейших мировых центров потребления и транспортировки. Наркотики идут и в Сибирь, и, как ни странно, в Дагестан. Причина простая — высокая рентабельность, в Дагестане и Сибири наркотики стоят в два раза дороже.

8 % мирового товарооборота

Торговля наркотиками издавна была источником получения сверхприбылей. Убедительное доказательство — так называемые «Опиумные войны», которые упорно вели англо-французские вооруженные силы в 1840-42, в 1856-60 гг. с Китаем, протестовавшим против контрабандной торговли англичан опиумом (опием). Этот исторический феномен давно введен в научный обиход и убеждает, что наркоэкспансия всегда усиливается на крутых поворотах истории.

Как отмечал председатель Госкомитета по контролю за оборотом наркотических средств и психотронных веществ Виктор Черкесов, по данным ООН, годовой оборот наркоторговли в мире составляет от $400 до 600 млрд, а то и больше. Это составляет примерно 8% мирового товарооборота…

При этом нельзя забывать о сверхприбыльности этого бизнеса.

В Таджикистане высококачественный героин стоит от $800 до 1200 за 1 кг. Если взять среднюю цену $1000, то один грамм стоит 30 рублей. В Самаре в розницу 1 грамм сильно разбавленного героина в зависимости от качестьа стоит уже от 500 до 1000 рублей, или от $25 тыс. за кг. Попав в Москву, героин дорожает более чем в два раза, а в Великобритании он стоит уже от $200 тыс. за кг!

При эгом по пути качество героина за счет его разбавления чуть ли ни в пропорции 1 к 5 намного ухудшается. Для увеличения объема перевозчики и розничные торговцы разбавляют наркотик сахарной пудрой, глюкозой, мелом, димедролом, а то и мукой. По заключениям специалистов, этот разбавленный препарат гораздо вреднее и быстрее дает привыкание.

Примерно такую же норму прибыли дает и очищенный опий. 1 кг в Таджикистане стоит $300 в зависимости от качества, то есть 1 г — примерно 9 руб. В Самаре 1 кг стоит от 120 до 180 тыс. руб., то есть, примерно $6 тыс. Один грамм стоит соответственно от 150 до 300 Один из трех главных коридоров международного руб. Но сейчас нарконеревозчики постепенно переключаются важнейших проблем. Прежде всего, на героин. При гораздо меньшем объеме тому, что по законам экономики, вокруг он стоит гораздо дороже и таким образем любой транспортной артерии. К тому же, перевозить опий более местный потребительский рынок, рискованно — он обладает сильным запахом и его легче обнаруживают служебные собаки.ъ

По законам сетевого бизнеса

Для жителей Самары проходящий через губернию коридор стал одной из важнейших проблем. По сути, этот розничный рынок в чистом виде развивается по законам сетевого маркетинга — торговля идет абсолютно без всякой внешней рекламы, а в основном сопровождается антирекламой. Но товар продвигается от человека к человеку, рекламируется из уст в уста. Это дает результаты…

В 1998 г. в Самарской губернии было официально зарегистрировано примерно 10 тысяч наркоманов. В августе 2004 г., по данным областного наркодиспансера, в губернии было 20,5 тысяч людей, официально признанных наркозависимыми. По мнению главного врача диспансера Виталия Корякина, с учетом латентности, эту цифру можно смело умножать в 3-4 раза. То есть, в губернии живет не менее 60 тысяч наркоманов.

По данным специалистов, в день одному наркоману требуется на отраву примерно 300 руб. Путем Еюхитрых подсчетов получается, что месячный оборот только розничной торговли самарских наркоторговцев равен $18 млн. Таким образом, годовой оборот розничного наркорьшка губернии равен $216 млн. Нельзя забывать о том, что ни на одном из этапов этого бизнеса не бывает прибыли менее чем в 100%.

Потому, что жизнь -борьба

В этой ситуации возникает главный вопрос — как борется государство с этим злом и насколько эффективно сотрудничает с мировым сообществом.

Казалось бы, первый и самый простой выход — максимально ужесточить наказания за распространение наркотиков. Но Россия подписала Международную конвенцию по смертной казни. С другой стороны, было бы разумно увеличить максимальный срок за особо тяжкие наркопреступления до пожизненного. В США за счет комбинации силовых, полицейских мер и социальной профилактики количество наркоманов за 20 лет сократилось почти в два раза. Но нужно помнить, что механически перенести чужой опыт на спою почву невозможно.

Кстати, о материальной составляющей западной стратегии: в США у наркобаропон ежегодно конфискуется наркособственность на сотни миллионов долларов. При этом на борьбу с наркотиками выделя ю гея сопоставимые суммы. В Рост и и две трети осужденных — наркоманы, у которых ничего нет. Не говоря уже о бюджетах организаций, которые должны бороться с наркоманией.

В принципе, западные эксперты также стараются перевести борьбу с наркоманией из силовой в экономическую плоскость. В том числе, французский экономист Пьер Копп. «Так называемая «экономика наркотиков», — указывает г-н Копп, — не ограничивается количественным анализом наркобизнеса, но считает своей целью более амбициозную задачу — сформулировать рекомендации по обеспечению арсенала необходимых репрессивных мер, направленных на поддержание употребления наркотиков на том уровне, который рассматривается как оптимальный для данного общества». Изучение экономики наркотиков проводится при этом на уровне теорий и микро, и макроэкономики, т. е. наркотики рассматриваются и как обычный товар, и как объект государственного регулирования. Проще говоря, г-н Копп ищет способы такого государствэнного регулирования. Проще г-н Копп ищет способы такого экономического воздействия, которые позволят за минимальные средства уменьшить проблему до приемлемых для общества размеров.

Как ни странно, не слишком внимательно относятся к проблемам российской наркопрес-тупности и за рубежом. На сайте центрального бюро Интерпола подробно рассказано о европейских путях транспортировки наркотиков. И почти ничего не сказано о России и ее нарко-дорогах. Возможно, это связано с тем, что до сих пор Россия не вошла в Евросоюз. Но закрывание глаз может дорого обойтись и Европе.

По законам рынка, через территорию России товар неизбежно поступит в районы, где за него дают большую цену. А Россию сейчас окружают самые крупные мировые производители…

Журнал «Дело» 24.08.04

*