Заявление украинского министра транспорта о неконкурентоспособности самолета АН-140 на «Авиакоре» расценили как лоббирование интересов торговцев подержанными иностранными самолетами.

В начале недели министр транспорта Украины Георгий Кирпа объявил о том, что «больше ни копейки» не даст на строительство самолетов АН-140, поскольку их никто не заказывает. По его словам, те образцы, которые вводятся в эксплуатацию, — «очень сырые».

Впрочем, напрямую на производство самарского АН-140 эти высказывания повлиять не должны. СП «МАП-140» — объединение «Авиакор-Авиационный завод» с харьковским госавиапредприятием -строит самолет не за счет украинских гривен. Завод кредитуется в самарских банках, и более 18 млн. долл. выделила обладминистрация. Как рассказал «СИ» Игорь Попов, директор СП «МАП-140», «заявления Кирпы только создают вокруг самолета ненужный ажиотаж, но никак не отражаются на строительстве и продажах АН-140».

«Министры приходят и уходят, а самолеты нужны каждый день. У АН-140 — огромный потенциальный рынок. Возможно, заявления Кирпы — это лоббирование интереса тех, кто хочет ввозить к нам подержанные иностранные самолеты. Авиационный second-hand выходит дешевле. Однако после покупки через некоторое время понадобятся запчасти, затем последует создание ремонтной базы, вывозить же самолет на ремонт к производителю невероятно дорого». — говорит г-н Попов.

По его мнению, ввоз устаревших, подержанных самолетов это о тупиковый путь развития отечественных авиакомпаний, который приведет к потере авиационного потенциала и Украины, и России.

Вопреки заявлениям г-на Кирпы об отсутствии покупателей АН-140 производители этого летательного аппарата утверждают, что у них уже сформирован твердый пакет заказов. В конце ноября текущего года в Самаре восемь дальневосточных авиакомпаний подписали консолидированный заказ на 23 самолета Ан-140. Среди них «Дальавиа», «Чукотавиа», «Сахалинские авиалинии», «Аэрофлот-Дон», «Алроса-Авиа», «Якутия». Пока это соглашение о намерениях, а не полноценный контракт, но он достаточно показательно говорит о высоком спросе. Кроме того, ранее заявляли о своем желании приобрести самолеты АН-140 — «Южмашавиа», «Сибавиатранс», «Бурятские авиалинии», Башкирские авиалинии». По словам Альберта Авдошина, председателя совета директоров «Авиакор-Авиационный завод», к ним поступили предварительные заказы на почти 30 аппаратов. «У «Якутии», например, практически весь парк — изношенные и морально устаревшие АН-24, и они очень заинтересованы в наших самолетах». Первый АН-140, построенный в губернии, будет официально представлен на «Авиакоре» 25 декабря этого года. Как говорит г-н Авдошин, сейчас самолет на покраске.

А затем он будет передан на летные испытания примерно на два месяца и уже в марте будет эксплуатироваться авиакомпанией «Самара».

Иностранные конкуренты ХГАПП и СП «МАП-140» — компании ATR, Embraer и Bombardier. И у них на Россию свои виды. Недавно французская компания ATR, входящая в концерн EADS, объявила о своих планах закрепиться на российском рынке. В настоящее время компания якобы уже работает над двумя лизинговыми сделками с авиакомпаниями «Сибирь» и UTair, о заключении которых она надеется скоро объявить. По прогнозам ATR, в ближайшем будущем российским авиакомпаниям потребуется от 150 до 200 региональных самолетов для замены порядка 250 воздушных судов типа Ан-24, Ан-26 и Як-40. При этом, по заявлению менеджеров компании, французы рассчитывают получить порядка 50% заказов на западные региональные самолеты. Правда, иностранные региональные самолеты в 1,5-2 раза дороже самарских. Успешно конкурировать в цене с АН-140 могут только подержанные аппараты. Юлия ВЕТЧИНКИНА.

Справка:

Ближнемагистральный турбовинтовой самолет Ан-140 стоимостью $8,5 млн. предназначен для перевозки 52 пассажиров и до 6 т груза. Максимальная скорость — 540 км в час, дальность полета — до 3 тыс. км. Первый серийный самолет был выпущен ХГАПП в 1999 году. Самолет Ан-140 создан для замены морально устаревших Ан-24 и Ан-26. Одно из его главных преимуществ — возможность эксплуатации самолета на небольших аэродромах с грунтовыми, искусственными и иными взлетно-посадочными полосами. Первый серийный Ан-140, собранный украинскими и иранскими специалистами, был поднят в воздух в марте 2001 г. Предполагалось, что российским авиакомпаниям понадобится не менее ста Ан-140, а потребность рынка СНГ оценивалась в шестьсот самолетов.

*