18 июля 1765 года началось составление плана города Самары. По указанию Екатерины II из Казани был послан нарочный для снятия плана погорелых мест в Самаре. Необходимость его вызвана тем, что большая часть города сгорела во время пожара, случившегося 20 апреля. В июле был составлен план регулярной застройки города. Он был представлен в сенат в августе и утвержден.

Своим указом сенат предписал «склонять» городских жителей к сооружению зданий каменных или, по крайней мере, на каменных фундаментах. Однако и через сто лет после этого предписания Самара оставалась преимущественно деревянным городом.

Наследие деревянного зодчества прошлых веков дает о себе знать и сегодня. В историческом ядре города деревянные строения все еще тянутся целыми кварталами. А в минувшие времена Самара сплошь была деревянной. Отчего, как и в других населенных пунктах, в ней периодически вспыхивали опустошительные пожары, выжигавшие город чуть не дотла.

Особенно разорительными были самарские пожары в средине XIX века. Ими отмечены 1848 год, 1850-й, 1854-й и 1856 годы. Горький опыт вольно-невольно заставлял самарцев переходить в городском строительстве на более огнестойкие стройматериалы. А попросту говоря, сооружать здания кирпичные. Уже в 1853 году каменных домов в Самаре было около 14 процентов против трех с небольшим процентов в 1849 году. А в 1874 году каменных домов в Самаре было уже больше чем деревянных.

Необходимо отметить, что не только из-за «тугодумия» застройщиков Самара и другие города оставались деревянными. Сказывались обилие, относительная дешевизна и легкость обработки леса. Тормозил и указ Петра Первого от 1714 года, на длительное время запретивший каменное строительство повсюду, кроме стольного града Санкт-Петербурга. Почти два века потребовалось, чтобы население и городские власти осознали необходимость повсеместного перехода на каменное строительство.

Самара today

*