Барак Обама подписал несколько указов, в которых прописаны полномочия военного командования по использованию компьютерных средств ведения военных действий и шпионажа. Виртуальное пространство признано полноценной средой ведения боевых действий.

Больше месяца назад президент США Барак Обама подписал несколько указов, в которых прописаны полномочия военного командования по использованию компьютерных средств ведения военных действий и шпионажа, говорится в материале Associated Press, размещенном на сайте журнала Time. Таким образом, Соединенные Штаты закончили формирование национальных норм обращения с кибероружием и теперь вместе с союзниками приступают к выработке «глобальных основополагающих правил». Новая доктрина еще не опубликована, однако некоторые ее подробности AP удалось получить от экспертов отрасли и чиновников, согласившихся говорить на условиях анонимности, а также из открытых источников.

В соответствии с новой стратегией Пентагона, виртуальное пространство признано полноценной средой ведения боевых действий, рассказал эксперт Центра стратегических и международных исследований Джеймс Льюис. Сообщается, что инструкции по использованию кибероружия в значительной степени схожи с директивами, касающимися других родов войск. В частности, по аналогии с работой разведывательных спутников, армии США разрешается «отправлять оперативные коды в сети другого государства, чтобы проверить маршруты и убедиться в том, что соединения работают». В случае конфликта по разработанным таким образом путям предполагается «внедрение вирусов и вывод из строя вражеских электросетей с помощью кибератак». В целях обороны США оставляют за собой право «блокировать электронные вторжения и выводить из строя серверы на территории других стран», а также преследовать нападавших, невзирая на государственные границы.

Заместитель министра обороны США Уильям Линн и другие официальные лица указывают, что Пентагону следует принимать более деятельное участие в обороне сетей своих подрядчиков. В рамках пилотной программы оборонное ведомство уже начало делиться с ними разведданными об угрозах. В дальнейшем принципы такого сотрудничества планируется распространить на ключевые объекты инфраструктуры.

Эксперты в области киберугроз сходятся на том, что электронные методы борьбы станут неотъемлемой частью будущих конфликтов. «Существует большая вероятность, что следующий наш Перл-Харбор вполне может оказаться кибератакой, которая приведет в негодность наши оборонные системы, наши финансовые системы, наши правительственные системы», — заявил на слушаниях в Конгрессе Леон Панетта, недавно оставивший пост директора ЦРУ и вскоре вступающий в полномочия главы Пентагона. Впрочем, некоторые призывают «объективно оценивать» потенциал кибернетических средств борьбы: «Такое оружие имеет решающее значение, но это не супероружие. Это не ядерная бомба», — говорит Льюис.

Особое внимание в статье уделяется роли нейтральных стран. Как известно, обычной практикой является использование компьютеров-посредников, которые могут находиться в любой стране мира, причем отследить источник агрессии в таких случаях довольно сложно. Новые руководящие указания запрещают США использовать для кибератак компьютеры на территории других государств, не получив от них на то специального разрешения. Когда в 2007 году хакерской атаке подверглась Эстония, власти этой страны обвинили во всем Россию, однако, по данным Роберта Гислера, бывшего директора информационных операций Пентагона, 17% участвовавших в атаке машин находились на территории США. В связи с этим Гислер предлагает поразмыслить над следующим вопросом: «Было ли у эстонцев право нанести США ответный удар, и какая мера ответственности лежит на США?».

Источник: Time

23 июня 2011 г. | 15:08

Лолита Балдор, Associated Press | Time

InoPressa.ru ссылка на статью

*