Сегодня многие говорят о том, что недавнее повышение цен на бензин вызвано желанием производителей заработать на потребителях. Однако такая формулировка некорректна. Но пока Россия экспортирует нефтепродукты, которые за рубежом используются в основном как сырье или полуфабрикаты для дальнейшей переработки, ожидать этог роста рентабельности не приходится.

Отмечу: инфляция в России по итогам прошлого года составила 8,8%, а рост цен на бензин — 6,5%. Плюс к этому, нефтяные компании ощутили на себе дополнительное налоговое давление со стороны государства в 2011 году, о котором уже немало сказано.

Но я бы заострил внимание на другом. В России рынок потребителей автобензина из года в год расширяется, а производственные возможности его изготовителей остаются на уровне прошлого века. Нефтепереработка по-прежнему развивается по остаточному принципу, и мощности НПЗ по выпуску автобензина такие же, как и 20 лет назад. Развитие рынка нефтепереработки происходит лишь на словах и на бумаге и существенно отстаёт от роста нефтедобычи в стране. Принимается стратегия, но её выполнение не поддаётся никакой критике. Одной из мер может быть, по примеру других стран, создание специализированных нефтеперабатывающих компаний, в том числе с государственным участием. В России же большая их часть входит в состав вертикально интегрированных нефтегазовых компаний и находится «под гнётом» нефтедобычи.

В нашей стране ежегодно перерабатывается около 6% от мирового объёма нефтедобычи. Но доля России в мировом масштабе превышает 13%. То есть более половины добываемого в России углеводородного сырья непрерывным потоком поступает на экспорт. В совокупности около 75% добываемой в России нефти и продуктов её переработки экспортируется.

К числу факторов, сдерживающих развитие нефтеперерабатывающего комплекса, относится высокая степень износа основных фондов. Сегодня этот показатель достиг 80%. Практически все крупные предприятия были построены еще в советское время и требуют модернизации. Причем модернизации не столько из-за физического износа оборудования, а сколько из-за морального устаревания действующих в их составе процессов и производств. Исключением является ОАО «Нижнекамский НПЗ». Это предприятие самое молодое из крупных нефтеперерабатывающих заводов России и единственное, построенное за последние 25 лет.

Еще в 2010 году наметилось резкое изменение структуры спроса в пользу высококачественных топлив стандарта Euro-4 и выше. В России приняты технические регламенты для производства бензина и дизельного топлива, предусматривающие переход на стандарты качества топлива Euro-3 и Euro-4, и практически все заводы, за редким исключением, должны перепланировать строительство объектов, чтобы соответствовать этим стандартам, перевооружать производственные мощности. В настоящее время более трети российского бензина не укладывается даже в Euro-2, а около 75% производимого дизельного топлива не всегда соответствует даже требованиям Euro-1.

Очевидно, что эффективность развития нефтепереработки должна обеспечивать рост рентабельности нефтяной отрасли в целом. Но пока, повторюсь, Россия экспортирует нефтепродукты, которые за рубежом используются в основном как сырье или полуфабрикаты для дальнейшей переработки, ожидать этого самого роста рентабельности, мягко говоря, не приходится.

Автор: Иван Садчиков , зав. кафедрой экономики и менеджмента в нефтегазохимическом комплексе СПбГИЭУ

Финам.инфо ссылка на статью

*