Самарский госцирк имени Олега Попова сменил статус: он стал филиалом федерального предприятия «Российская государственная цирковая компания». Одновременно с приказом об изменении структуры пришел и приказ о назначении директора: им остался Василий Браташ.

Постановление правительства РФ о реорганизации цирковых заведений вышло три года назад, но процесс затормозился из-за бумажной работы. Документальное оформление сорока двух стационарных учреждений потребовало больше времени, чем планировалось: завершить процедуру предполагали к январю текущего года, но теперь срок продлен до сентября.

В начале осени все российские цирки официально станут филиалами Росгосцирка, как его принято называть до сих пор.

«Раньше мы были государственным унитарным предприятием, здание находилось в федеральной собственности, земля — в бессрочной аренде, — сообщила заместитель директора Самарского филиала ФКП «Российская государственная цирковая компания» Лилия Хавина. — В этом смысле ничего не изменилось — принадлежность помещений и земельного участка осталась той же, но разница в том, что теперь вся собственность объединена в единый имущественный комплекс, который нельзя ни обанкротить, ни перепрофилировать, мы полностью подчинены «главку». А он взял на себя всю ответственность, в том числе долговые обязательства, которые у нас были».

По сути, цирки приравняли к военным предприятиям, обеспечив тем самым неприкосновенность и вселив уверенность в завтрашнем дне. В последние четыре года Самарский цирк не получил львиную долю из положенных средств федерального бюджета. При этом был вынужден по-прежнему платить сотрудникам зарплату, тратить деньги на кормежку животных-гастролеров да еще как-то выкручиваться с содержанием здания. Хорошо, крышу починить помогли спонсоры. Но эта трата — лишь капля в море издержек, которые терпит цирк, латая дыры на манеже. За 40 лет существования Самарский цирк ни разу не ремонтировали, в итоге сегодня на капитальную реконструкцию, по подсчетам специалистов, требуется не меньше миллиарда рублей.

«Примерно такую же сумму получили недавно ярославские и новосибирские коллеги и сразу же закрылись на ремонт, — рассказала Лилия Хавина. — Главным условием федералов было софинансирование региональным бюджетом. Мы тоже надеемся получить такую возможность, тем более что соответствующее письмо уже находится на рассмотрении в министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области».

В этом случае, рассчитывает руководство Самарского цирка, можно будет говорить и о расширении общежития для артистов. Когда-то в распоряжении приезжих деятелей культуры был целый этаж гостиницы «Театральная». Но после пожара в областном ГУВД здание передали силовикам. В Самарском цирке под жилые помещения переоборудовали гримерки, в которых до сих пор теснятся гастролеры.

Переход региональных цирков под крыло одного федерального предприятия, считают работники цирка, обещает воистину светлое будущее тем, кто был недавно практически на грани выживания. Поднимать цены на билеты эти учреждения не могли, ставить новые номера из-за катастрофической нехватки денег — тоже. Объединение местных цирков позволит не только сохранить важный для страны бренд, но и развивать его. К тому же, когда этими заведениями заинтересуются региональные и муниципальные власти, как случилось, например, в Казани, цирк уверенно зажжет свои огни, не опасаясь перерасхода электроэнергии.

Об этом пишет сегодня газета «Волжская коммуна»

*