Вся правда о самарском интернете. Исследование информационных ресурсов самарского сегмента Рунета

Каждый будний день на 32 информационных ресурсах области, работающих в самарском сегменте Рунета, выходит 423 информационных сообщения, 47 — в выходные дни…


«В 2008 году продолжалось проникновение интернета в России. Число пользователей Сети прирастало, преимущественно за счет регионов. По сумме показателей развития интернета первое место среди всех регионов занимает Урал — во многом за счет Екатеринбурга. Наименее развит интернет на Юге. Самые близкие к среднероссийским показателям показатели развития интернета — в Поволжье». Самые активные интернет-СМИ — уральские, больше всего онлайн-изданий в Поволжье.»

Развитие интернета в регионах России«. Яндекс).

В этом исследовании мы подробно рассмотрим динамику развития информационного медиаполя Самарской области.

В этом графике представлены ВСЕ участники создания ежедневного информационного поля Самарской области. Это сайты и порталы различной направленности и тематики.

Данная таблица смоделирована путем анализа статистических данных, взятых в открытых источниках (там, где это было возможно). На сайтах с закрытой статистикой выведена экспертная оценка, характеризующая размер аудитории данного интернет-проекта.

Таким образом, главным параметром исследования является величина ПОСЕТИТЕЛИ — количество ежедневно приходящих на данный конкретный интернет-проект читателей.

(Детализацию графика смотрите в Приложении 1.

Описание таблицы Приложения 1)

Исследование информационных ресурсов самарского сегмента Рунета

Введение

Данное исследование подготовлено кафедрой журналистики Самарского Государственного университета и службой маркетинга Автономной некоммерческой организации “Информационное агентство “ВВС” на основании фактически проведенных исследовательских работ с помощью специально подобранного и обученного персонала. Все работы: обработка и анализ статистики, сбор материала и необходимые измерения проводились в период с августа 2008 по 30 апреля 2009 годов.

В результате проведенных работ было подготовлено исследование, целью которого являлся анализ реального положения дел в развитии инфраструктуры медиапространства, использование информационных технологий для наполнения регулярно обновляемыми материалами сайтов и порталов различной тематики и направленности, освещающих общественно-политическую, экономическую, культурную и другие стороны жизни населения, органов власти, общественных объединений на территории Самарской области. Пользователи сети интернет в Самарской области представляют собой динамично развивающийся и постоянно увеличивающийся в размерах сегмент российской части всемирного вебпространства.

Впервые в исследовании проанализирована методика работы создателей различных порталов и сайтов региона, работающих на информационном поле области. Были изучены их предпочтения в выборе различных элементов продвижения своих интернет-проектов в Сети. Была проведена классификация и анализ сайтов и порталов региона по типам и видам своего присутствия в интернет-пространстве. Была изучена группа сайтов, позиционирующих себя как информационные проекты, имеющих свидетельства о государственной регистрации СМИ.

Впервые применена методика анализа информационной активности интернет-проектов по количеству подготовленных ими информационных единиц в сутки. Под ним подразумевается 1 (одно) информационное сообщение (1 новость), опубликованное в информационном поле интернет-проекта. На каждом проекте проанализировано количество единиц информации, также в графиках будут присутствовать сведения о количестве единиц информации, выдаваемых по будним и выходным дням.

Многомесячная работа при подготовке данного исследования позволила показать в динамике развитие интернет-проектов, в таблицах и графиках отражены конкретные цифры по каждому проекту, представленному в исследовании.

Не секрет, что некоторые владельцы интернет-проектов приводят на своих сайтах элементы статистики, показывающие размер своей аудитории, в малопонятных для пользователя параметрах, сознательно, или по недоразумению, вводящих его в заблуждение.

Все работы проводились на основе анализа параметров статистики, находящихся в открытом доступе. Для применения единообразия и получения более качественного результата анализа в графиках и таблицах использовано понятие Посетитель.

По мнению авторов исследования, данная работа представляет собой уникальный набор оперативной, документально подтвержденной информации о реальном состоянии группы интернет-проектов, направленных на формирование информационного поля Самарской области.

Кроме того, объектом исследования явилась группа сайтов, представляющих электронные версии бумажных изданий, выходящих в Самарской области и имеющих собственные сайты.

За пределами данного исследования остаются сетевые интернет-ресурсы, в которых четко не выражена региональная составляющая по размеру аудитории, и счетчики показывают размер аудитории ВСЕЙ конкретной федеральной или какой-то еще конфигурированной сети. По всей вероятности, такого рода исследование еще ждет своих энтузиастов при востребованности рынком подобной работы.

Договоримся о терминах и понятиях

Для более четкого понимания сути предмета нашего исследования воспользуемся терминами и классификацией понятий, примененными в исследовательских работах компании Яндекс.Новости (Информационные бюллетени Яндекса и другие исследования) Чтобы зримо представить всех игроков, формирующих информационное поле каждого дня в нашем регионе, рассмотрим смоделированную таблицу, в которой представлены все интернет-проекты, выпускающие в Сеть свои новости. График построен по размеру аудитории (количество посетителей в сутки).

Структура Медиасферы

В русскоязычной медиасфере существуют три основных типа СМИ.

Профессиональные интернет-СМИ — сайты, которые регулярно публикуют новостные сообщения, написанные сотрудниками редакции этого сайта. Как правило, для профессиональных СМИ характерна жесткая структура тематических рубрик. Они аналогичны привычным офлайновым газетам и журналам, у некоторых из них есть свидетельства о регистрации СМИ.

Интернет-версии офлайновых СМИ — сайты СМИ, изначально создающих контент не для интернета и транслирующие его в интернет.

Социальные СМИ — сайты, на которых публикуют и комментируют новостные сообщения зарегистрированные пользователи этих сайтов.

Кроме сайтов, создающих новостные сообщения, есть сайты, которые автоматически собирают, систематизируют и транслируют эти сообщения — агрегаторы новостей. У агрегаторов новостей нет редакции, их работа основана на технологии анализа текстов и поведения пользователей, позволяющей объединить новости на одну и ту же тему в сюжеты, определять, какие события наиболее интересны пользователям именно сейчас, и выносить на главную страницу самые важные новости. (Gример новостных агрегаторов Рунета: Новости Google — news.google.ru)

Важно не путать их с агрегаторами трафика. Агрегаторы трафика — в сущности, вариант банерообменных сетей и считаются новостными сайтами скорее по недоразумению. Если основной целью работы агрегатора новостей является создание актуальной новостной картины дня, то основная цель агрегатора трафика — привлечение любых посетителей на сайты партнеры любыми средствами. (Пример агрегатора трафика MarketGid — smi.marketgid.com ).

Цитируется по материалам исследования: («Медиасфера Рунета» По данным службы Яндекс.Новости)

Особенности медиаполя Самарской области

Применительно к нашему региону и к теме данного исследования останется без внимания раздел Социальные СМИ из-за его неразвитости в регионе и малом количестве посетителей проектов в тех случаях, когда они присутствуют в этом поле.

Мы позволим себе ввести в оборот важное, на наш взгляд, определение дополнительного раздела, включающего в себя интернет-проекты, оказывающие различные сервисы для своих посетителей, включая информационную составляющую. Важным компонентом данного исследования является разделение всех интернет-проектов региона на две группы:

а) Электронные СМИ, имеющие государственную регистрацию, подтвержденную Свидетельством о регистрации СМИ;

б) интернет-порталы различных сервисов, представляющие, в том числе, информационные услуги различного типа, не имеющие Свидетельства государственной регистрации СМИ.

Наличие или отсутствие, в данном контексте, Свидетельства о регистрации СМИ указывает на позицию авторов проектов и степени своего участия в информационном потоке, а также степень доверия, которое могут испытывать потребители этих сервисов, получая информацию на таких порталах сервисов.

Аналитически установлено, что доля аудитории, то есть число посетителей, интересующихся информацией на таких порталах сервисов составляет, как правило, не более 15% от общего числа посетителей проекта в сутки. Большинство пользователей идут туда не за новостями, а за услугами, сервисами. Самые востребованные сервисы в последнее время — поиски работы, просмотр вакансий, резюме.

Многие такие порталы сервисов при этом позиционируют себя как информационные интернет-проекты. Поэтому и есть логика в том предложении, которое мы вносим в классификацию СМИ, как говорится, «по понятиям».

Не будем здесь говорить о закрытости сведений о размере аудитории, о манипуляция с цифрами в ТОПах, рейтингах, о введении в заблуждение, как читателей, так и рекламодателей о величине своей аудитории, применяемой многим создателями интернет-проектов. Это, как говорится, «песня номер два«, которая пока останется за рамками данной работы. Все это не позволяет проанализировать важный параметр ведения медиабизнеса в интернете — Индекс прозрачности сектора интернет-СМИ.

Уровень активности интернет СМИ — отношение ежедневного числа сообщений, поступающих от всех СМИ региона, к общему числу СМИ данного региона. (терминология, приведенная в исследовании Яндекса «Развитие интернета в регионах России«

Характеристика медиапространства Самарской области в зоне интернета

(Динамика развития аудитории за два года. Количество посетителей из Самары и Тольятти по месяцам. По информации сервиса Li.ru)

(Ссылка на таблицу с количеством пользователей Самары и Тольятти по месяцам)

После того, как мы увидели динамику развития интернета в Самарской области, отметим, что в конце февраля 2009 г. впервые показатель количества пользователей интернета за сутки в Самарской области перешел отметку в 200 000 человек.

Думаем, что стоит зрительно представить ее долю в общем суточном количестве пользователей Сети в России. Место Самары в этом графике — тринадцатое (1.4%). Вот список городов, которые опережают Самару по количеству суточных пользователей интернета: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Казань, Краснодар, Нижний Новгород, Уфа, Пермь, Челябинск, Красноярск, Ростов-на-Дону.

Далее за Самарой идет Владивосток, Омск… Отметим также, что суточная доля пользователей Сети, выходящих в интернет из Тольятти, равна 75 тыс. (0.5%), что ставит этот волжский город на 35 место в российском числе юзеров.

Предмет исследования

На сегодняшний день в интернете можно найти сотни порталов, домашних страничек, электронных версий СМИ, корпоративных сайтов, интернет-магазинов, форумов, досок объявлений, сайтов знакомств.

В Сети представлены ресурсы образовательных, государственных, научных учреждений, коммерческих структур. Существуют десятки каталогов различной направленности и тематики — от справочных до сервисов с платными услугами. Благодаря интернет-ресурсам федеральных социальных сетей, крупных он-лайн проектов, имеются несколько тысяч домашних страничек пользователей сети из данного региона, некоторые из них позиционируют себя как информационные. Есть немало в Сети ресурсов, рассказывающих о регионе, представленных в зонах других доменов первого уровня (кроме RU) — com., info., biz., и др.

Сфокусируем угол нашего пристального внимания к информационным ресурсам, регулярно освещающим события экономической, культурной, хозяйственной жизни, как в собственных материалах, анонсах и обозрениях, так и в републикациях из других информационных источников, не нарушающих российского законодательства. А также отметим наличие такого явления как копипейст (перепечатка целиком чужих новостей).

Более половины таких интернет-проектов работают в формате СМИ (зарегистрированного средства массовой информации).

Информационные ресурсы Самарской области (32):

(по алфавиту)

  • 63.ru — Самарский городской сайт
  • adm.samara.ru — Правительство Самарской области
  • aif.sama.ru — «Аргументы и факты- Самара»
  • chronograf.ru — Областной аналитический еженедельник «Хронограф Тольятти»
  • city.samara.ru — Администрация городского округа Самара
  • e63.ru — Городской сайт Самары
  • golossamara.ru — Голос Самары.ru
  • i-samara.ru — Интернет-Самара.ру
  • newsamara.ru — Новая Самара — Новостной портал
  • news.samaratoday.ru — Самара today — информационный канал
  • nk.samara.ru — Сайт города Новокуйбышевск (неофициальный)
  • online-samara.ru — Бизнес-портал Самарской области
  • portal.tgl.ru — Новости городского округа Тольятти
  • present-tlt.ru — Газета “Present (“Презент”) Тольятти
  • ps.avtograd.ru — Площадь свободы Ежедневная городская газета (Тольятти)
  • riasamara.ru — РИА Самара Региональное информационное агентство «Самара»
  • samara.ru — Самарский информационный портал
  • samara24.ru — Самара 24 — портал города Самары
  • samaratoday.ru — Самара Сегодня — Медиа портал
  • samru.ru — Портал города Самара
  • samso.ru — газета «Самарское обозрение», Самара
  • sgpress.ru — «Самарская газета»
  • smbc.ru — Самара Бизнес Консалтинг. Информагентство(Самарские новости)
  • time-samara.ru — Газета «Время»
  • tlt.ru — Информационный портал Тольятти
  • tltnews.ru — Информационный сервер Тольятти-Новости
  • tltonline.ru — Тольятти Онлайн Сайт города Тольятти
  • tlttimes.ru — (19 февраля лента новостей остановилась)
  • u-volga.ru — Информационный портал United Volga — новости Самары, Тольятти, Ульяновска, Пензы, Саратова
  • vkonline.ru — «Волжская коммуна»
  • volgainform.ru — Информационное агентство «ВолгаИнформ»
  • vvsamara.ru — Городская еженедельная бесплатная информационно-рекламная газета»Ваш выбор-вся Самара»

Отметим здесь, что результаты данного исследования позволяют вычислить размер аудитории, постоянно обращающейся к информационным ресурсам. Вспомним, что мы указали цифру свыше 200 000 — это размер суточной аудитории, выходящей в интернет в Самарской области. До 35 000 из них интересуется новостями, которые можно узнать на интернет-проектах, о которых мы и говорим в данной работе. Если перевести это в более зримые параметры, то новостями интересуется 15% от общей аудитории, или каждый десятый пользователь Сети в Самарской области.

Важным компонентом данного исследования является разделение всех интернет-проектов региона на две группы:

а) Электронные СМИ, имеющие государственную регистрацию, подтвержденную Свидетельством о регистрации СМИ;

б) интернет-порталы различных сервисов, представляющие, в том числе, информационные услуги различного типа, не имеющие Свидетельства государственной регистрации СМИ.

Чуть позже мы расскажем о предпочтениях создателей интернет-проектов, которые они отдают тому или иному виду счетчиков для получения статистики на своих сайтах и порталах. Здесь сразу выделим два типа счетчиков: Li.ru, Mail.ru.

В таблицах, представленных ниже вы будете видеть варианты статистики первого типа и второго. Следует обратить внимание, что некоторые интернет-проекты имеют один из двух счетчиков (Liveinternet.ru, Mail.ru), ряд сайтов имет два счетчика, что позволяет более точно увидеть его аудиторию. Напомним, что во всех измерениях этих таблиц рассматривается параметр Посетители.

В графиках представлены в динамике разные точки замера информации, одинаковые для всех ресурсов. Синим цветом дается размер аудитории, сделанный в ноябре 2008 г., красным цветом дана точка последнего замера в первой половине апреля 2009 г.

Интернет-проекты, имеющие Свидетельство о регистрации СМИ (19)

(они будут представлены в таблицах)

  • golossamara.ru — Голос Самары.ru
  • riasamara.ru — РИА Самара
  • news.samaratoday.ru — Самара today
  • smbc.ru — Самара Бизнес Консалтинг
  • tlt.ru — Информационный портал города
  • tltnews.ru — Информационный сервер Тольятти-Новости
  • u-volga.ru — Информационный портал United Volga
  • volgainform.ru — Информационное агентство «ВолгаИнформ»

(К сведению читателей данного исследования.

u-volga.ru Информационный портал United Volga — имеет на своем портале только скрытый счетчик Hotlog.ru, потому в наших таблицах и графиках ресурс не представлен.

volgainform.ru Информационное агентство «ВолгаИнформ» — на сайте нет счетчиков, показывающих размер аудитории в данном регионе. Представлены общие сетевые счетчики Regnum.ru)

Таблица статистики со счетчиком Li.ru

(Детализацию графика смотрите в Приложении 2)

Таблица статистики со счетчиком Mail.ru

(Детализацию графика смотрите в Приложении 3)

Мы уже сказали о раздельном подходе к анализу интернет-проектов: есть сайты, главной частью которых является новости, информационный продукт (они имеют свидетельство регистрации СМИ) и есть порталы сервисов, в которых новости идут в том числе, как один из видов сервисов. Заметим сразу, что, как правило, доля посетителей таких сервисных порталов (что показывает анализируемая статистика) составляет не более 15% от общей суточной аудитории данного интернет-проекта. Эту информацию важно знать, чтобы не быть введенным в заблуждение авторами некоторых сервисных порталов, которые всю суточную статистику посещения их сайта заявляют как размер аудитории, читающей размещенные у них новости.

(Детализацию графика смотрите в Приложении 4)

(Детализацию графика смотрите в Приложении 5)

Информационная активность интернет-ресурсов по количеству единиц информации

Напоминаем о сути данного замера и его особенности. Впервые была применена методика анализа информационной активности интернет-проектов по количеству подготовленных ими информационных единиц в сутки. Под ним подразумевается 1 (одно) информационное сообщение (1 новость), опубликованное в информационном поле интернет-проекта. На каждом проекте проанализировано количество единиц информации, также в графиках даются сведения о количестве единиц информации, выдаваемых по будним и выходным дням.

(Детализацию графика смотрите в Приложении 6)

(Детализацию графика смотрите в Приложении 7)

Среднее СМИ в интернете, по данным на сентябрь 2008 — январь 2009, выпускает 16 новостей в будний день и 4 новости в выходной. («Медиасфера Рунета» По данным службы Яндекс.Новости)

Размещение на сайтах счетчиков учета активности посетителей

(Список счетчиков, которые используются интернет-проектами:

li.ru, mail.ru, rambler.ru, hotlog.ru, samaratop.ru, spylog.ru, top-top-samara.ru, 24log.ru, Kmindex.ru, aport.ru, свой счетчик ).

Данную часть исследования, представленную на графике, можно воспринимать как рейтинг потребительских предпочтений авторов интернет-проектов при выборе счетчика учета аудитории.

Как хорошо видно на графике, наибольшее предпочтение авторы интернет-проектов отдают сервисам по учету активности посетителей, предоставляемых компаниями Li.ru (18 сайтов, на которых установлены счетчики), Mail.ru — 17, Rambler.ru — 16 и тд.

Электронные версии печатных изданий

  • aif.sama.ru — «Аргументы и факты — Самара»
  • chronograf.ru — Областной аналитический еженедельник «Хронограф Тольятти»
  • samarskieizvestia.ru — «Самарские известия» — областная газета
  • samso.ru — «Самарское обозрение» Самара
  • sgpress.ru — «Самарская газета»
  • present-tlt.ru — газета “Present (“Презент”) Тольятти
  • ps.avtograd.ru — «Площадь свободы» городская газета (Тольятти)
  • time-samara.ru — Газета «Время»
  • vkonline.ru — «Волжская коммуна»
  • vvsamara.ru — Городская еженедельная бесплатная информационно-рекламная газета «Ваш выбор-вся Самара»

(Детализацию графика смотрите в Приложении 8)

Примечание

aif.sama.ru «Аргументы и факты — Самара» — сайт имеет счетчики Aport.ru, Top-top.samara.ru. В данном исследовании они не анализируется.

sgpress.ru «Самарская газета» — сайт не имеет никаких счетчиков, поэтому в наших таблицах и графиках ресурс не представлен.

samarskieizvestia.ru «Самарские известия» — сайт не имеет счетчиков, поэтому в наших таблицах и графиках ресурс не представлен.

vkonline.ru «Волжская коммуна» — сайт находится в стадии старта. Счетчик Rambler появился недавно).

Здесь следует отметить, что работа с электронными версиями своих «бумажных» печатных изданий их авторами в последнее время активизировалась, но некоторые редакции еще не придают серьезного значения элементу продвижения в Сети своих проектов, одним из компонентов которого является наличие счетчиков учета аудитории. Лидером в этой группе интернет-проектов является является портал газеты «Самарское обозрение», имеющий ежесуточную аудиторию посетителей более 1100 человек.

Заключение.

По данным службы Яндекс. Новости на январь 2009 г. каждый будний день в российском интернете появляются как минимум 36 тысяч сообщений СМИ (каждый выходной — как минимум 9 тысяч). Если напечатать все эти сообщения в одной ежедневной газете, то ее объем бы составил 10 тысяч страниц (и это без картинок). На все эти новости одному человеку, читающему со средней скоростью 1000 знаков в минуту, понадобился бы целый месяц.

(«Медиасфера Рунета» По данным службы Яндекс.Новости)

Судя по этим цифрам, доля самарских интернет-СМИ в общем объеме российской информации невелика. Но динамика развития, показанная в данной работе, хорошо видна. Каждый будний день сейчас в самарском сегменте Рунета выходит в Сеть 423 информационных сообщения, 47 — в выходные дни. Негромкий этот голос дает возможность всему российского информационному многоголосью быть полнее. Как Волга вбирает в себя тысячи притоков, речушек и рек, так и Рунет — российский сегмент всемирной Сети интернета — наполняется разными голосами все больше и больше. И хорошо, что эта реальность дает уверенность в том, никому не дано остановить этот информационный поток, в котором каждый голос важен. Другое дело, что всем нам, работающим в интернете сегодня, надо учиться, постигать науки и правила, с уважением относиться к труду других людей, стремиться быть нужными и полезными людям. Пусть это звучит немного высокопарно, но опыт показывает, что говорить об этом надо.

Сегодня есть большая надежда, что именно через интернет люди смогут приобщаться к самым разнообразным сокровищницам мировых знаний и культуры. И интернет-проекты разных авторов и различной направленности всем нам в этом помогут. Мы в это верим и этого всем желаем.

Заинтересованному читателю будут полезны эти данные в виде установочной перспективы правильного развития и построения модели действующего в правовом и профессиональном пространстве интернет-проекта. Учитывая, что подробный анализ развития, классификация по типам и видам интернет-проектов Самарской области делается впервые, хочется выразить надежду на то, что эту работу увидят и оценят как опытные профессионалы, много лет работающие в этой сфере, так и молодые интернет-деятели, и она им будет полезна.

Исследование подготовили:

А.Барышев, доцент кафедры журналистики СГУ, директор АНО ИА ВВС;

Р.Тюрин, руководитель вебгруппы и группы маркетинга АНО ИА ВВС;

А.Аткишкин, дизайн, графика.

© 30 апреля 2009 г.

Самара

Для удобства работы с данным Исследованием вы можете скачать его в формате .pdf

(размер файла 1,93 МБ)