В сентябре 2008 г. подписана правительственная программа по реконструкции железнодорожного транспорта. Она предусматривает большое количество мероприятий. За 20 лет необходимо заменить почти миллион товарных вагонов и около 100 тысяч пассажирских. На все это выделено 11,7 трлн.р. Подробности о новом проекте «Алюминиевые вагоны России», аналогов которому нет в России, рассказывает Владимир Кожухов, председатель совета директоров Энерготехмаша (ЭТМ), в интервью газете «Хронограф».

Мы четко определили стратегию развития завода по продажам. И сделали вывод, что без экспорта мы эту тему не поднимем. Есть такой показатель по алюминиевой промышленности, как потребление алюминия на одного жителя. Если в развитых странах он составляет около 30 кг, то в России, к сожалению, 500 г.

Мы уже имеем опыт поставок за границу и готовы к этой работе технологически. Сейчас необходимо выйти на экономические показатели наших конкурентов за рубежом, т. е. перерабатывать тонну продукции за 550 евро. Поэтому в рамках предприятия активно оптимизируются издержки, создан центр управления затратами. Параллельно проводится формирование портфеля заказов по Западной Европе. В 2009 г. поставки продукции на экспорт составят не менее 10 тыс. т.

ОАО «ЭТМ» совместно с правительством Самарской обл., ОАО «Российские железные дороги» и другими заинтересованными организациями занимается очень крупным проектом «Алюминиевые вагоны России». Дело в том, что в сентябре 2008 г. подписана правительственная программа по реконструкции железнодорожного транспорта. Она предусматривает большое количество мероприятий — создание скоростных путей, электровозов, модернизацию подвижного состава, который имеет износ более 75%. За 20 лет необходимо заменить почти миллион товарных вагонов и около 100 тысяч пассажирских. На все это выделено 11,7 трлн. р.

ОАО «ЭТМ» имеет разработки по созданию алюминиевого вагона, который, на мой взгляд, является будущим железнодорожных перевозок. Сейчас применяются в основном вагоны из стали. Алюминиевый вагон легче на 40%, долговечнее более чем в три раза, проще в изготовлении и дешевле в эксплуатации. Он не требует большой мощности тягловых агрегатов, и дорога способна значительно увеличить пропускную способность с 72 км/час сегодняшних до минимум 160 км/час. А т. к. в России 80% перевозок осуществляется железнодорожным транспортом, для развития страны это очень важный показатель.

Первый алюминиевый вагон России сделают в Жигулевске. Мы разработали четыре варианта алюминиевых вагонов: грузовой, пас­сажирский, вагон локомотивной тяги (одно- и двухэтажный) и вагон-мотор. Создали принципиальную схему сборочного завода алюминиевых вагонов производительностью 9 вагонов в сутки при двухсменной работе и 3200 вагонов в год, подобрали территорию в Жигулевске, рассчитали график выполнения работ и объем инвестиций в размере 632 млн. евро.Стоимость вагона составит ориентировочно 36 млн. р. или чуть меньше 1 млн. евро. Параллельно с этим планируется создание вокруг сборочного завода типа технопарка, состоящего из предприятий по производству ограждающих конструкций, тормозных систем, систем кондиционирования и жизнеобеспечения для вагонов, электроники и т.д.

На предприятиях области также можно разместить производство электрокабельной продукции, колесных пар, различных электродвигателей, подвагонных тележек и т.д.

По нашим расчетам, производственная деятельность такого предприятия поможет создать порядка 8 тыс. рабочих мест и перечислять в бюджеты всех уровней с г. о. Жигулевск около 12 млрд. р. ежегодно.

Над этим проектом мы работаем более года, и мощный импульс ему придал в данный момент новый мэр Жигулевска Александр Иванович Курылин. Проходят регулярные совещания по данному проек­ту, каждый день мы делаем ощутимый шаг вперед в его реализации. Если такая динамика сохранится, то уже в конце 2010 — начале 2011 гг. в Жигулевске может быть выпущен первый алюминиевый вагон России.

«Хронограф» Тольятти

13 октября 2008 г. №38 (253)

***