3 октября 1903 года в Самаре началось строительство необычного объекта. Накануне Самарская городская дума рассмотрела прошение Товарищества Жигулевского пивоваренного завода об устройстве близ Волги подземного туннеля.

Он предназначался для соединения старых корпусов завода с новыми зданиями, построенными на другой стороне улицы. Здесь находились бондарный и посудный дворы, конюшня. В туннеле длиной 62 сажени намечалось проложить рельсовый путь для вагонеток с электромоторами, прямо как в нынешнем метро.

Гласный А.А.Шешлов предложил разрешить товариществу строительство тоннеля и его эксплуатацию в течение 12 лет. Но другой гласный, А.М. Михайлов, заметил, что столь дорогое строительство за такой срок себя не окупит, поэтому владелец завода вряд ли согласится с такими условиями. К его мнению присоединилось все, и дума разрешила проложить тоннель под Симбирской улицей (ныне Ульяновской) с проездом на лесные пристани (Волжский проспект). Срок аренды городской земли определили до 1 января 1980 года с ежегодной платой 500 рублей. Через каждые десять лет сумма аренды автоматически увеличивалась на 10 процентов.

Неизвестно кто и в какие сроки проложил туннель. Но в документах, относящихся к началу 1906 года, он упоминается как действующий. Вагонетки с бочками и посудой передвигались по нему электромоторами, а рельсовые пути были соединены с путями, проложенными на основной территории завода.

Можно уверенно сказать, что туннель функционировал до осени 1926 года. В эти месяцы Водоканал решил подключить эпидемиологическую больницу (позднее неврологический диспансер на Молодогвардейской улице) к сети городской канализации. Трубы наметили проложить через туннель, что делало невозможным его дальнейшею эксплуатацию. В это время или позже он был засыпан.

*