Еще не так давно появление безопасной для окружающей среды эко-моды стало настоящим бумом среди современных fashionistas. Однако прошло не так много времени, и оказалось, что эко-мода – это не состояние души, а очередное массовое увлечение, тенденция, которая, по законам модного мира, сменилась другой – абсолютно противоположной и явно не дружелюбной по отношению к животным.

Как от закрытых платьев мы приходим к мини или как черно-белые цвета сменяет яркая раскраска, так и эко-моду, жертву изменчивости и непостоянности заядлых модников, постигла неизбежная участь — ее место заняло то, за что мы боролись и на что, в конечном итоге, напоролись — антиэко. В то время как многие звезды и знаменитые дизайнеры борются за защиту животных, другие, не менее влиятельные и знаменитые, встают на противоположный путь, потакая желанию glam-тусовки любыми способами, даже самыми жестокими, выглядеть ярче и дороже.

Мы говорим о новой волне популярности вещей, сделанных их кожи экзотических животных, самыми востребованными из которых являются крокодилы и разные виды пресмыкающихся. На прошлой Неделе моды в Париже Christian Dior представил свою поразительную коллекцию осенне-зимней одежды, созданной из кожи питона и страуса, с пышными рукавами из лисьего меха. Calvin Klein показал куртки со вставками из крокодиловой кожи, а юбки от Celine были сделаны из кожи белого питона. И даже обувь от Jimmy Choo и Ferragamo была сделана из крокодиловой и змеиной кожи. Что уж говорить, сам Roberto Cavalli с удовольствием рассказал, как ему все это нравится: «Кожа экзотических животных сейчас настоящий хит, это фурор. Мне самому очень нравится работать с кожей рептилий, потому что она смотрится «дико». Я люблю смешивать ее с чем-то, что выглядит гламурно и изысканно. Кожа экзотических животных выглядит суперроскошно и дорого, а это то, к чему стремятся современные женщины. Для мужчин — это машины. Для женщин — сумочки, туфли и ремни. Богатая женщина хочет, чтобы все обсуждали ее сумочку. Это самый утонченный способ показать, что у тебя есть деньги. В таком случае кожа экзотических животных то, что надо. Все знают, что она страшно дорогая».

Впрочем, всем известно, что желание клиента — закон. Если есть спрос, то предложение только будет расти. Вот мнение менеджера по закупкам крупнейшей британской сети магазинов женской одежды Harvey Nichols Джоанны Джеффрис: «Многие наши клиенты ищут что-то новое и не боятся потратить кучу денег на вещь, которая, по их мнению, станет их маленьким секретом. Они хотят то, что не увидят на других».

Однако вопрос исчезновения многих видов рептилий стоит все более остро — по крайней мере, люди, которым действительно не наплевать на мир, в котором мы живем, отчаянно сражаются за него. На прошлой неделе в Голландии на 12-дневную конференцию собрались представители 171 страны, входящих в Конвенцию по международной торговле животными, нуждающихся в охране (Convention on International Trade in Endangered Species (CITES)). Целью сбора было установить жесткие правила, призванных охранять стоящих под угрозой вымирания животных, чья кожа и мех используются в производстве одежды и аксессуаров. На конференции были озвучены страшные цифры: 3,4 млн ящериц, 2,9 млн крокодилов и приблизительно 3,4 млн змей было уничтожено в этих целях в период с 2000 по 2005 год. И это только те, которые были убиты и импортированы в страны Евросоюза. А кто знает, сколько всего животных пошло на сумочки и сапожки во всем мире? Контрабанда экзотическими животными занимает самую большую долю на черном рынке.

«Министры-защитники окружающей среды, которые собрались в Гааге, знают жизненную необходимость контролирования со стороны закона торговли экзотическими животными. Но просто хорошо составленное законодательство не будет действовать без принудительных мер, поэтому в наши задачи входит обнаружение и прекращение деятельности международных криминальных группировок, которые зарабатывают убийством самых редких существ на Земле», — сказал британский министр по вопросам биологической вариативности Бэрри Гардинер.

Мы повторимся: ничто так не стимулирует предложение, как спрос. А спрос создаем мы с вами. Возможно, каждому из нас стоит серьезно задуматься, а стоят ли пара завистливых взглядов подруги на новую сумочку жизни десятков редких рептилий? И насколько человечно носить пальто, ради которого был убит не один питон? Модно — да, но далеко не ответственно, в первую очередь перед окружающим миром. Аргументы вроде «в России без меха никуда» в данном случае «не катят», так как змеиная кожа еще никого не согрела.

БИЗНЕС-СТИЛЬ

***