Огромная территория к Востоку от Самары, на которой ныне располагаются предприятия и жилые массивы Безымянки, в недалеком прошлом практически пустовала. Освоение ее началось со времени строительства Самаро-Златоустовской железной дороги.

Долгое время эта дорога имела одну колею. Чтобы увеличить пропускную способность магистрали, в 1896 году на ней началось строительство разъездов. К 1903 году на одном только участке Самара-Кинель было построено 76 таких разъездов. Многим дали имена расположенных рядом селений. Один назвали Безымянкой, потому что вокруг не было ничего. Но именно ему суждено было стать самым известным в советское время.

В августе 1932 года близ разъезда Безымянка развернулось строительство Самарского железнодорожно-ремонтного завода (САЖЕРЕЗ). В стройке участвовало около тысячи человек. Для ее «усиления» Самарский горком ВКП(б) направил свыше 100 коммунистов и комсомольцев. В начале декабря 1935 года САЖЕРЕЗ был сдан в эксплуатацию и в 1937 году выпустил 6,5 тысяч железнодорожных рессор и 6,5 тонн пружин. Это было первое предприятие Безымянки.

В марте 1930 года Высший Совет народного хозяйства СССР принял решение об увеличении капитальных вложений в промышленность Средневолжского края более чем в 9 раз. В Самаре были построены карбюраторный завод, завод «Автотрактородеталь», Толерубероидная фабрика.

Все вопросы развития промышленности решались тогда через партию и ее съезды. Весной 1939 года 18-й съезд ВКП(б) принял ряд важных для Куйбышевской области решений, в том числе о строительстве Куйбышевского гидроузла на реке Волге близ Жигулевских ворот. Съезд поставил перед промышленностью области важную задачу: увеличить за пятилетие выпуск продукции машиностроения в 8 раз. Под Куйбышевом был заложен поселок Управленческий для гидростроителей. Однако скоро выяснилось, что вытянуть такую грандиозную стройку экономике страны не по силам. Но от закладки крупного промышленного узла на Безымянке не отказались. Здесь планировалось строительство завода по выпуску тяжелых грузовиков и моторов к ним. Для энергетического обеспечения стройки была заложена Безымянская ТЭЦ. Началось возведение фундаментов будущих заводов. Однако скоро эти планы пришлось пересмотреть в корне. И причины для этого были более чем весомыми.

Крылья Советов

Начинался 1940-й год, и страна все отчетливее ощущала неизбежность войны с Германией. На московском авиазаводе № 1, который все еще выпускал устаревавшие истребители И-16, спешно создавался новый ястребок МиГ-1. Он был сконструирован молодыми инженерами А.И.Микояном и М.И.Гуревичем всего за шесть месяцев. Имел неплохое вооружение и самую высокую в мире скорость — 640 километров в час. Другие заводы страны тоже разрабатывали самолеты, не уступающие зарубежным образцам. Это подтверждали наши специалисты, побывавшие на авиазаводах и аэродромах Германии, в 1940 году такое было еще возможно.

Все вернувшиеся из зарубежных командировок отмечали, что наши самолеты по своим характеристикам не хуже «Мессершмитов», «Хейнкелей» и «Юнкерсов». Но при этом все специалисты утверждали, что мощности немецких заводов несравненно выше отечественных.

Обобщая выводы побывавших за рубежом конструкторов и инженеров, нарком авиационной промышленности СССР Алексей Иванович Шахурин подготовил докладную записку в ЦК ВКП(б). В ней он предлагал как можно быстрее увеличить число авиастроительных заводов, а также провести реконструкцию имеющихся. Он просил дать наркомату дополнительную рабочую силу, механизмы и стройматериалы и передать в его распоряжение уже действующие и строящиеся заводы, без которых, учитывая интересы обороны страны, можно было обойтись. Предложения наркома были приняты и вскоре под грифом «Совершенно секретно» вышло постановление Комитета Обороны при СНК СССР.

Из постановления Комитета Обороны при СНК СССР

о строительстве в Куйбышевской области

самолето- и моторостроительных заводов и создании

специального проектного бюро

6 августа 1940 г.

Сов. секретно

Комитет Обороны при СНК Союза ССР — ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Приступить в 1940 году к строительству трех новых авиационных заводов в районе г. Куйбышева на Безымянской и Падовской площадках, в том числе:

Самолетостроительный завод № 122 на выпуск 1500 двухмоторных цельнометаллических бомбардировщиков в год, с трудоемкостью на одну машину 10000 человеко-часов с запасными частями;

Самолетостроительный завод № 295 на выпуск 2000 одномоторных бомбардировщиков в год, с трудоемкостью на одну машину 7500 человеко-часов с запасными частями;

Моторостроительный завод № 337 на выпуск 12000 моторов типа АМ35а-М105 в год, с трудоемкостью на один мотор 1300 человеко-часов…

2. Установить следующие сроки окончания строительства, монтажа и пуска заводов:

самолетостроительный завод № 122 к 31 декабря 1941 г.

самолетостроительный завод № 295 к 1 февраля 1942 г.

моторостроительный завод №337 к 1 мая 1942 г.

3. Возложить строительство самолетостроительных и моторостроительных заводов на НКВД СССР.

4. Проектирование заводов возложить на НКАП (1-й Государственный Проектный Институт), для чего НКАПу организовать специальное проектное бюро…

Председатель Комитета Обороны при СНК СССР Ворошилов

(ГАСО. Ф. Р- 2064. On. 2. Д. 3. Л. 1-2.)

Через 10 дней, 16 августа 1940 года наркомат авиационной промышленности СССР издал приказ о создании в Москве Государственного Специального проектного бюро (ГПИ-1) для проектирования авиационных заводов на территории Куйбышевской области. Его начальник Байдаков был наделен правом привлекать к работе в бюро специалистов и целых бригад из крупнейших проектных организаций страны, чтобы обеспечить строительство на Безымянке в сроки, установленные Комитетом Обороны

28 августа 1940 года Генеральный комиссар государственной безопасности Л.П.Берия подписал приказ об организации специального управления по строительству на Безымянке. Ему предстояло выполнить объем работ на сумму 1408,6 миллионов рублей. Назывались конкретные цифры возводимых сооружений и коммуникаций. Так, к маю 1942 года планировался ввод промышленных и жилых зданий общей кубатурой 11 300 тысяч кубических метров. Необходимо было проложить 71 километр железнодорожных путей и 91,3 километров шоссейных дорог. Построить 63 километра водопроводных магистралей, 10 километров теплотрасс и т.д и т.п.

Для обеспечения строительства была определена потребность в рабочей силе — 100 тысяч рабочих в день. Новому управлению ставилась задача обеспечить выгрузку материалов и оборудования, которые будут поступать на стройку по железной дороге в количестве до 1400 вагонов в сутки. Даже привычные ко всему специалисты НКВД отмечали, что такой размах строительства в столь ограниченные сроки не имеет прецедентов ни в СССР, ни за рубежом.

Потребность в рабочей силе должен был обеспечить в первую очередь ГУЛАГ НКВД. Управлению лагерей предписывалось отправить на площадки Особого строительства в город Куйбышев около 5 тысяч заключенных, имеющих специальности каменщиков, плотников, кровельщиков, сварщиков и т.д. Часть потребности в строителях должны были обеспечить заключенные лагерей Куйбышевской области. Привлекались к стройке и вольнонаемные рабочие.

Стройматериалы, строительную технику, горючее для строительства авиационных заводов в Куйбышеве должны были поступить из Москвы, Сталинграда, Саратова, Пензы, Воронежа и других городов страны. Соответствующее постановление вынес Совет Народных Комиссаров 10 февраля 1941 года. (ГАСО.Ф.Р2064).

Зимой 1941 года на Безымянке закипела работа. Она велась невиданными для провинциального городка темпами. В непосредственной близости друг от друга закладывались фундаменты двух авиационных и одного моторостроительного завода. Никто тогда не думал, что очень скоро производственных площадей потребуется гораздо больше. Работники московских, воронежских, тульских и других заводов, выпускавших боевые самолеты и вооружение для них, не предполагали, что очень скоро им придется работать вместе на одной промышленной площадке под названием Безымянка. Страна стояла на пороге Великой Отечественной войны.

*