Кто мы? Откуда мы? Давайте вместе сделаем самарскую историю богаче и интереснее

КОЛЕСО ИСТОРИИ

Интернет-газета «Самара сегодня» продолжает сбор материалов, посвященных прошлому Самарского края. В этом году мы уже начали публикации по новым темам: «Этот день в истории края», «Самарская губерния 100 лет назад» и «Первый послевоенный год». Но нашу богатую историю невозможно втиснуть в жестко очерченные рамки. Еще недавно считалось, что Самаре 420 лет. Но вот найдена древняя карта, которая говорит, что городу как минимум 650 лет, а может и гораздо больше.

История губернии продолжает пополняться все новыми документами, свидетельствами очевидцев, интересными сведениями из различных архивов. Мы будем публиковать наиболее важные из них. Приглашаем принять участие в поиске новых исторических материалов всех наших читателей, самарских историков, археологов, краеведов, работников музеев, собирателей фольклора. Пишите нам по адресу [email protected] и мы расскажем о ваших находках. Вместе мы сделаем самарскую историю богаче и интереснее.

Архивы САМАРСКАЯ СТАРИНА. КОЛЕСО ИСТОРИИ - Страница 290 из 316 - Лента новостей «Самара Сегодня»

Этот день в истории края. Самобеглая коляска

Скульптурный портрет изобретателя первой в мире «самобеглой коляски» Леонтия Шамшуренкова установлен в музее Волжского автозавода. Это дань уважения талантливому русскому конструктору-самоучке, создавшему прообраз современного автомобиля. В октябре 1752 года он продемонстрировал свое изобретение в царском дворе.

Этот день в истории края. Совинформбюро

22 октября 1941 года заместитель начальника Совинформбюро Лозовский на пресс-конференции в Куйбышеве заявил эвакуированным в город на Волге иностранным корреспондентам: «Сегодня мы возобновляем нашу работу в Куйбышеве. Этот переезд ни в какой мере не означает какого бы то ни было ослабления защиты Москвы. Наоборот, организация дела обороны будет вестись с еще большей энергией».

Этот день в истории края. Продуктовые карточки

21 октября 1941 года в Куйбышевский облисполком пришла правительственная телеграмма, уведомлявшая о том, что с 1 ноября 1941 года в области должна быть введена карточная система.

Этот день в истории края. Зубчаниновка

20 октября 1908 года земская управа зарегистрировала Устав общества по строительству недалеко от Самары нового поселения. Устав разработал человек, имя которого и сегодня известно горожанам — Евгений Андреевич Зубчанинов.

Этот день в истории края. Императорская коляска

В октябре 1871 года Самарская городская дума решила разыграть в лотерею коляску императора Александра II. Коляска стоимостью 3 тысячи рублей была специально изготовлена к приезду монарха в Самару в августе 1871 года. Император, пробыв в городе несколько часов, продолжил путь на Кавказ. Коляска осталась. Беречь ее до следующего посещения города императором (если таковое состоится, то неизвестно когда) было накладно.

Этот день в истории края. Борец с пьянством

В октябре 1896 года скоропостижно скончался известный самарский врач Вениамин Осипович Португалов. Студент Харьковского, а затем Киевского университета, он увлекся демократическими идеями и оказался в Петропавловской крепости. После пяти месяцев заточения получил разрешение завершить учебу в Казанском университете. От желания видеть Россию республиканской не отказался. Снова Петропавловская крепость и высылка в Пермскую губернию под надзор полиции. В 1871 году Вениамину Осиповичу разрешили поселиться в Самаре, где он и прожил четверть века.

Этот день в истории края. Телеграмма Ленину

17 октября 1918 года собрание моряков и красноармейцев Волжской военной флотилии направило из Самары В.И.Ленину телеграмму: «Борьба идет в гору, — писали они. – Волга очищена от чехословацких банд, хлеб должен поступать голодающим – красному Петрограду и центру. Но на этом мы не остановимся и, не теряя ни минуты, идем на Каспий, дабы прогнать хищников международного капитала, которые, захватив в свои руки нефтяные промыслы, всеми силами стараются задушить промышленность Советской России. Как мы первыми вошли в Самару, первыми войдем в Баку».

Этот день в истории края. Хроника "запасной столицы"

17 октября 1941 года в Куйбышев прибыл председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин. Вместе с ним по решению Государственного комитета обороны об эвакуации правительственных учреждений в город на Волге приехал маршал Клим Ворошилов и многие ответственные партийные работники. 20 октября пришел поезд с эвакуированными из Москвы дипломатическими миссиями и иностранными корреспондентами. Для них срочно освобождали более 20 старинных особняков в центре Самары.

Этот день в истории края. Куйбышевская магистраль

16 октября 1874 года министр путей сообщения России подал царю «всеподданнейший доклад», копия которого хранится в музее Куйбышевской железной дороги. В нем написано буквально следующее: «Вашему Императорскому Величеству имею счастие всепочтеннейше донести, что 12 сего Октября открыто правильное движение пассажирских и товарных поездов по Моршанско-Сызранской железной дороге, от Моршанска до Сызрани, на протяжении 484 3/4 верст».

Этот день в истории края. Запасная столица

После того как 14 октября 1941 года части Красной Армии оставили город Калинин, в Москве начала нарастать паника, на дорогах появились первые беженцы. Это были трагические для столицы дни. Утром 15 октября Государственный комитет обороны принял нелегкое решение. Вот оно дословно: