Кто мы? Откуда мы? Давайте вместе сделаем самарскую историю богаче и интереснее

КОЛЕСО ИСТОРИИ

Интернет-газета «Самара сегодня» продолжает сбор материалов, посвященных прошлому Самарского края. В этом году мы уже начали публикации по новым темам: «Этот день в истории края», «Самарская губерния 100 лет назад» и «Первый послевоенный год». Но нашу богатую историю невозможно втиснуть в жестко очерченные рамки. Еще недавно считалось, что Самаре 420 лет. Но вот найдена древняя карта, которая говорит, что городу как минимум 650 лет, а может и гораздо больше.

История губернии продолжает пополняться все новыми документами, свидетельствами очевидцев, интересными сведениями из различных архивов. Мы будем публиковать наиболее важные из них. Приглашаем принять участие в поиске новых исторических материалов всех наших читателей, самарских историков, археологов, краеведов, работников музеев, собирателей фольклора. Пишите нам по адресу [email protected] и мы расскажем о ваших находках. Вместе мы сделаем самарскую историю богаче и интереснее.

Архивы САМАРСКАЯ СТАРИНА. КОЛЕСО ИСТОРИИ - Страница 253 из 316 - Лента новостей «Самара Сегодня»

Это день в истории края. Самарский телеграф

24 октября — день рождения Самарского телеграфа. В этот день 1860 года в Симбирск по проводам были отправлены первые депеши из нового двухэтажного здания телеграфной станции на углу улиц Заводской и Преображенской (ныне Венцека и Водников).

Этот день в истории края. Самобеглая коляска

Скульптурный портрет изобретателя первой в мире «самобеглой коляски» Леонтия Шамшуренкова установлен в музее Волжского автозавода. Это дань уважения талантливому русскому конструктору-самоучке, создавшему прообраз современного автомобиля. В октябре 1752 года он продемонстрировал свое изобретение в царском дворе.

Этот день в истории края. «От Советского информбюро»

22 октября 1941 года заместитель начальника Совинформбюро Лозовский на пресс-конференции в Куйбышеве заявил эвакуированным в город на Волге иностранным корреспондентам: «Сегодня мы возобновляем нашу работу в Куйбышеве. Этот переезд ни в какой мере не означает какого бы то ни было ослабления защиты Москвы. Наоборот, организация дела обороны будет вестись с еще большей энергиейнаяков газеты».

Этот день в истории края. Как закрывали кирху

21 октября 1929 года в Самарский городской совет пришло письмо о необходимости закрытия лютеранской кирхи на Советской улице (улица Куйбышева).

Этот день в истории края. Зубчаниновка

20 октября 1908 года земская управа зарегистрировала Устав общества по строительству недалеко от Самары нового поселения. Устав разработал человек, имя которого и сегодня известно горожанам — Евгений Андреевич Зубчанинов.

Этот день в истории края. Императорская коляска

В октябре 1871 года Самарская городская дума решила разыграть в лотерею коляску императора Александра II. Коляска стоимостью 3 тысячи рублей была специально изготовлена к приезду монарха в Самару в августе 1871 года. Император, пробыв в городе несколько часов, продолжил путь на Кавказ. Коляска осталась. Беречь ее до следующего посещения города императором (если таковое состоится, то неизвестно когда) было накладно.

Этот день в истории края. Завод «Бенке и К°»

18 октября 1882 года открыло свое действие Товарищество на паях механического завода «Бенке и К». Завод был основан Г.К.Бенке в 1876 году. Пароходное общество «Нептун» ликвидировало свои мастерские в Черном затоне ниже Сызрани. Оборудование их купил Готхард Карлович и перевез в Самару.

Этот день в истории края. Борец с пьянством

В октябре 1896 года скоропостижно скончался известный самарский врач Вениамин Осипович Португалов. Студент Харьковского, а затем Киевского университета, он увлекся демократическими идеями и оказался в Петропавловской крепости. После пяти месяцев заточения получил разрешение завершить учебу в Казанском университете. От желания видеть Россию республиканской не отказался. Снова Петропавловская крепость и высылка в Пермскую губернию под надзор полиции. В 1871 году Вениамину Осиповичу разрешили поселиться в Самаре, где он и прожил четверть века.

Этот день в истории края. Куйбышевская магистраль

16 октября 1874 года министр путей сообщения России подал царю «всеподданнейший доклад», копия которого хранится в музее Куйбышевской железной дороги. В нем написано буквально следующее: «Вашему Императорскому Величеству имею счастие всепочтеннейше донести, что 12 сего Октября открыто правильное движение пассажирских и товарных поездов по Моршанско-Сызранской железной дороге, от Моршанска до Сызрани, на протяжении 484 3/4 верст».

Этот день в истории края. Запасная столица

15 октября 1941 года немецкие войска вплотную подошли к Москве. Части Красной Армии оставили город Калинин, в столице началась паника, на дорогах появились первые беженцы. Это были трагические для всей страны дни. Утром 15 октября Государственный комитет обороны принял нелегкое решение. Вот оно дословно: