Кто мы? Откуда мы? Давайте вместе сделаем самарскую историю богаче и интереснее

КОЛЕСО ИСТОРИИ

Интернет-газета «Самара сегодня» продолжает сбор материалов, посвященных прошлому Самарского края. В этом году мы уже начали публикации по новым темам: «Этот день в истории края», «Самарская губерния 100 лет назад» и «Первый послевоенный год». Но нашу богатую историю невозможно втиснуть в жестко очерченные рамки. Еще недавно считалось, что Самаре 420 лет. Но вот найдена древняя карта, которая говорит, что городу как минимум 650 лет, а может и гораздо больше.

История губернии продолжает пополняться все новыми документами, свидетельствами очевидцев, интересными сведениями из различных архивов. Мы будем публиковать наиболее важные из них. Приглашаем принять участие в поиске новых исторических материалов всех наших читателей, самарских историков, археологов, краеведов, работников музеев, собирателей фольклора. Пишите нам по адресу [email protected] и мы расскажем о ваших находках. Вместе мы сделаем самарскую историю богаче и интереснее.

Архивы САМАРСКАЯ СТАРИНА. КОЛЕСО ИСТОРИИ - Страница 263 из 316 - Лента новостей «Самара Сегодня»

Этот день в истории края. Помощь освобожденным районам

16 июля 1944 года предприятия Куйбышевской области отправили для восстановления Сталинградского тракторного завода 1600 тонн кирпича, 2035 тонн извести, 1340 тонн алебастра. Это была далеко не первая отправка стройматериалов разрушенного немцами городу-герою. Еще 30 марта 1943 года из Куйбышева, ушел первый эшелон с материалами и оборудованием для больниц, магазинов и других учреждений Сталинграда.

Этот день в истории края. Триумфальные ворота

15 июля 1863 года Самару посетил наследник цесаревич Николай Александрович. О его предстоящем приезде Самарский губернатор Николай Александрович Замятин известил городского голову Михаила Ивановича Гладкова. Тот собрал гласных, чтобы подумать, как встретить столь высокого гостя. Решили построить в начале Заводской улицы (Венцека) Триумфальные ворота. Чтобы оградить наследника от толпы жаждущих его лицезреть, возвести барьер длиной 120 саженей, по которому наследник свободно пройдет от берега к экипажу.

Этот день в истории края. «Земледельческий кризис»

14 июля 1891 года «Самарская газета» начала публикацию статьи А.Михайлова «Земледельческий кризис». В губернии зима была малоснежной, с весны практически нет дождей. Останавливались мельницы на малых реках из-за отсутствия воды. Реку Самара ниже железнодорожного моста мальчишки переходят вброд. Обмелела и Волга. Инженеры выдвигают проекты искусственного повышения уровня реки, предлагают сажать в степи леса. Самарская губерния снова стоит на пороге голода.

Этот день в истории края. Самарская нефтебаза

13 июля 1883 года Товарищество нефтяного производства «Бр. Нобель» заявило о своем желании обосноваться в Самаре. Это сделал доверенный фирмы Александр Иванович Вернер, попросивший управу выделить участок земли на берегу Волги под баки для керосина и нефти. Гласные думы пришли к мнению, что землю нужно выделять всем нефтепромышленникам, если они того пожелают. Аренда ими городской земли станет еще одним источником пополнения доходов.

Этот день в истории края. Фронтовички

12 июля 1943 года в Куйбышеве началась мобилизация женщин в возрасте от 19 до 30 лет, не имеющих детей, в воинские части противовоздушной обороны. Говорят, у войны – не женское лицо. Тем не менее, на фронтах Великой Отечественной отважно сражалось около 30 тысяч девушек и женщин Куйбышевской области. 1600 из них работали медсестрами и врачами, более 1 тысячи несли службу в войсках связи, около 600 были снайперами. А еще работали шоферами, фронтовыми регулировщиками, поварами, писарями, прачками. Но больше всего — почти 3 тысячи самарских женщин — служило в частях противовоздушной обороны.

Этот день в истории края. Иегудеил Хламида

11 июля 1895 года «»Самарскую газету»» начал редактировать А.М.Пешков, он же фельетонист «»СГ»», он же писатель М.Горький. 13 июля «Самарская газета» начала печатать ставшую весьма популярной серию фельетонов под рубрикой «Между прочим». Едкие газетные заметки заканчивались забавной подписью: Иегудеил Хламида. Под этим псевдонимом выступал сам редактор Алексей Пешков. К тому времени он уже почти полгода прожил в Самаре и хорошо знал ее быт.

Этот день в истории края. Самарская «конка»

10 июля 1895 года в Самаре начала работать конно-железная дорога или просто «»конка»». Ее первая линия протяженностью 6,5 километров, соединила Старый Собор (ныне район Хлебной площади) с Молоканскими садами (район пересечения проспекта Ленина с улицей Первомайской). Маршрут пролегал по нынешним улицам Алексея Толстого, Пионерской, Куйбышевской, Самарской, Садовой. Поездка из конца в конец занимала около 40 минут. Движение начиналось в 8 часов утра зимой и в 7 часов летом, а завершалось в 22 часа. Пассажирские вагоны были одно — или пароконные и двигались со скоростью не более 12 км/ч.

Этот день в истории края. Происшествие на конке

9 июля 1902 года всю Самару, обрастая слухами, облетела весть о происшествии на конно-железной дороге. Это случилось на улице Панской, где фонари уличного освещения, также как и на Дворянской, были установлены очень близко к рельсам. Проходивший вдоль дороги крестьянин Чигаев нечаянно оказался зажатым между вагоном и фонарным столбом. Результат – глубокий шок, сломанные ребра, ушибы.

Этот день в истории края. Народное ополчение

8 июля 1941 года в тыловом Куйбышеве начало создаваться народное ополчение. Оно состояло из 9 полков и 3 отдельных батальонов. К концу августа в него записалось почти 70 тысяч добровольцев со всей области. По опыту Отечественной войны 1812 года ополчение создавалось из людей, не подлежащих мобилизации – из способных носить оружие стариков, подростков, молодых женщин, а также из работников оборонных предприятий. В Москве было сформировано 16 таких дивизий, в Ленинграде 10.

Этот день в истории края. Завещание купца Плешанова

7 июля 1889 года Император Александр III пожаловал звание коммерции советника купцу I гильдии И.М.Плешанову. Так была отмечена его «полезная деятельность на поприще отечественной торговли и промышленности». Иван Михайлович Плешанов был купцом Ярославской губернии, но жил и работал в Самаре. Он многие годы являлся гласным Самарской городской думы, членом учетного комитета Самарского отделения Госбанка и был широко известен своей активной благотворительной деятельностью.