Новости Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Самарской области. 2 часть
Инновационная инфраструктура
Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области
Инновационно-инвестиционный Фонд Самарской области (далее – Фонд) является не имеющей членства некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме фонда в 2006 году в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 30.05.2006 №59 «О создании некоммерческой организации «Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области». Учредителем Фонда является министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
Фонд создан во исполнение стратегической цели Правительства Самарской области по повышению инвестиционного и инновационного потенциала Самарской области, развитию и формированию кластеров и наукоемких производств, внедрению новых прогрессивных технологий, и переходу экономики Самарской области на инновационный тип развития.
Основной стратегической задачей Фонда как инфраструктурной организации является поддержка инновационной деятельности в части подготовки и освоения производства новых видов продукции и технологий, финансирование научных и научно-технических исследований и разработок, инновационных проектов на всех стадиях инновационного процесса — от перспективной научной идеи до стадии внедрения разработки в производство.
Координаты:
Исполнительный директор Осипов Александр Николаевич
Почтовый адрес:
443001, Самара, ул. Садовая, 278
Юридический адрес:
443086, г. Самара, Московское ш., д. 34 «А», корпус 3 «Б»
Телефоны: (846) 276-68-26, 276-68-25
Адреса электронной почты:
Отдел конкурсов и сопровождения проектов: [email protected]
Отдел экономического анализа: [email protected]
Служба технической поддержки: [email protected]
Сайт: www.samarafond.ru
Как проходит экспертиза проектов
В I квартале Экспертная комиссия Венчурного фонда продолжила работу по проведению комплексной экспертизы проектов. Экспертная комиссия — коллегиальный орган, основными задачами которого являются:
— рассмотрение проектов на соответствие критериям отбора;
— анализ проектов по существу, определение видов экспертиз, выбор экспертных организаций для проведения экспертизы;
— подготовка сводных экспертных заключений по проектам;
— формирование рекомендаций по отбору и доработке проектов.
В целях всесторонней оценки перспективности и реализуемости инновационных проектов в состав Экспертной комиссии включены квалифицированные специалисты по различным отраслям знаний в соответствии с основными разделами бизнес-плана -научные работники, финансисты, маркетологи, эксперт по оценке объектов интеллектуальной собственности, а также профильные специалисты — строитель и инженер.
персональный состав Экспертной комиссии:
Мелихов Константин Геннадьевич
советник Исполнительного директора НО «Инновационно-инвестиционный фонд
Самарской области», к.ф.-м.н. Председатель Экспертной комиссии
Соколов Владимир Октябревич
главный ученый секретарь Президиума СамНЦ РАН, к.т.н.
Узбеков Камиль Харрясович
зам. начальника по инновациям Управления научных исследований ТГУ, руководитель Центра трасфера технологий ТГУ
Калинин Максим Геннадьевич
директор департамента развития ЗАО «ФИА-БАНК»
Наливко Юрий Васильевич
представитель ЗАО «УК «Инвест-Менеджмент»
Шамрай Виктор Николаевич
руководитель ООО «Консалтинговое агентство «Центр социальных технологий»
Карпенко Лариса Рашитовна
руководитель проектов ООО «Профи-консалт»
Романеев Валерий Анатольевич
патентный поверенный РФ
Миронова Светлана Ивановна
директор строительной компании ООО «АВК+»
Шугаев Владимир Данилович
Председатель Совета директоров инжиниринговой фирмы ЗАО «АДВ-Инжиниринг»
Хомякова Алла Васильевна
заместитель директора ЗАО «УК «Инвест-Менеджмент», секретарь Экспертной комиссии.
Как проводится мониторинг проектов и для чего это нужно
Мониторинг проектов является составной частью системы контроля и управления со стороны Венчурного фонда за проектными компаниями и заключается в анализе различных аспектов деятельности контролируемых объектов.
Организация системы мониторинга проектов начинается на прединвестиционном этапе и заключается во включении в команду экспертов профильных специалистов и в организации проведения независимого аудита.
Профильная экспертиза включает в себя анализ и оценку проектов по направлениям:
S отраслевая экспертиза — осуществляется профильными специалистами химической, нефтехимической, топливной, медицинской промышленности, электроэнергетики, промышленности строительных материалов и т.д., привлекаемыми для пояснений и заключений по научно-технической (научно-технологической) составляющей бизнес-плана, а также по перспективности и реализуемости проекта;
S проектно-строительная экспертиза — строительный аудит, контроллинг строительных работ, экспертиза проектно-сметной документации, строительная экпертиза объектов недвижимости;
S инжиниринг — инженерная экспертиза процессов, эксплуатации производства и реализации продукции (услуг), технологический аудит.
Независимый аудит включает в себя анализ и оценку проектов по направлениям:
S финансовый, бухгалтерский, налоговый аудит — анализ структуры выручки и затрат инициатора проекта, оценка системы внутреннего контроля, анализ основных средств, финансовых вложений, дебиторской и кредиторской задолженности, сформированных запасов, анализ кредитных договоров и обязательств, анализ условных обязательств (штрафы, пени, поручительства, выданные в обеспечение долгов третьих лиц, иски, залоги и т.д.), анализ полноты и достоверности учета активов и обязательств, выявление, обобщение и цифровое выражение налоговых рисков, неучтенных и (или) потенциальных налоговых обязательств инициатора проекта;
S правовой анализ — анализ учредительных документов инициатора проекта и их юридического статуса, анализ документов о корпоративном управлении, решений коллегиальных органов управления и выданных доверенностей, анализ основных сделок с акциями (долями) инициатора проекта, сведения об акционерах, их имущественных и неимущественных правах, анализ правомерности деятельности общества — наличие необходимых лицензий, разрешений, сертификатов, анализ трудовых отношений, проверка благонадежности инициатора проекта и его акционеров;
S оценка бизнеса — определение действительной стоимости бизнеса инициатора проекта как имущественного комплекса, отдельного направления бизнеса либо активов (группы активов).
Как проходит деятельность Венчурного фонда по отбору проектов
1.1. Поиск перспективных и реализуемых проектов
Для выявления и инициации перспективных и реализуемых инновационных проектов
1) Ведется работа в рамках заключенных Соглашений о сотрудничестве с организациями, составляющими инновационную инфраструктуру Самарской области:
НО «Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области» (Соглашение о сотрудничестве от 14 февраля 2008 года и доп. соглашение № 1 от 10 апреля 2009):
Разработана схема взаимодействия Венчурного фонда и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия), официальным представителем которого на территории Самарской области является НО «Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области», с целью совместного финансирования и реализации проектов-победителей, получивших финансовую поддержку в рамках конкурсов и программ Фонда содействия;
Информация о работе Венчурного фонда размещена на Интернет-сайте НО «Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области» (http://www.samarafond.ru/);
6 причин инвестировать в Самарскую область
1. Высокий уровень экономической активности
2. Развитый инновационный и образовательный потенциал
3. Инвестиционно ориентированное законодательство
4. Комфортная среда и развитая социальная инфраструктура
5. Эффективная стратегия привлечения инвестиций и сопровождения проектов
6. Развитое гражданское общество
Это может вам быть полезно:
Все заинтересованные участники в получении инвестиций для развития своего бизнеса могут через интрнет подать заявку для привлечения внимания к своим идеям и проектам.
Инициировать инвестиционный проект
Анкета на включение в базу данных региональных инвестиционных проектов
(http://economy.samregion.ru/investicii/Bank_idey/Iniciirowat/)
Кабинет инвестора
Правительство Самарской области в отношении инвесторов стремится выполнять все необходимые поддерживающие функции.
Данный раздел призван сделать работу инвестора по вхождению в регион максимально комфортной и обеспеченной всей необходимой информацией для начала организации бизнеса в нашем регионе.
В кабинете Инвестора есть информация по свободным производственным площадкам региона, готовым стать стартовой площадкой для строительства новых производств или реконструкции существующих.
Раздел «В помощь инвестору» содержит алгоритмы прохождения согласовательных процедур, перечни регламентирующих актов по строительству и вводу в эксплуатацию объетов.
Раздел «Возможности» дает представление о существующей бизнес- инфраструктуре (банки, страховые организации, фондовый рынок, консалтинг), а также содержит алгоритмы подключения к инженерным сетям.
В разделе «Условия» можно ознакомится со стоимостными показателями ведения бизнеса на территории Самарской области.
В помощь инвестору предлагается также геоинформационный ресурс области и «Справочник гостя» с контактной информацией административных структур региона.
Самарская область готова к взаимовыгодному и долгосрочному сотрудничеству!
Инвестиционная деятельность
Объем инвестиций в основной капитал в Самарской области по итогам 2009 года составил 109974,1 млн. рублей – 71,2% к предыдущему году. Ситуация с сокращением объемов инвестиций в регионе была ожидаемой, поскольку в прошедшем году сохранялись неблагоприятные факторы, препятствующие восстановлению позитивной динамики инвестиционной деятельности: ограниченность или полное отсутствие у организаций собственных финансовых ресурсов на развитие в виде прибыли, невозможность получения кредитов или высокие ставки по ним, значительное сокращение бюджетных ассигнований капитального характера.
Снижение объемов инвестиций произошло в подавляющем большинстве инвестиционноёмких отраслей экономики региона – нефтедобыче, автомобилестроении, химическом производстве, металлургии, производстве пищевых продуктов, транспорте в целом и связи.
Точками инвестиционной активности в Самарской области в прошлом году были нефтепереработка, где капиталовложения увеличились почти на 17%, а также производство и распределение электроэнергии, газа и воды с ростом около 10%.
Рост на 20% инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» во многом связан с низкой базой 2008 года, когда инвестиции в эту отрасль сократились более чем вдвое. Тем не менее, в прошедшем году увеличили объемы инвестиций 43 сельскохозяйственные организаций.
Неблагоприятная ситуация в 2009 году складывалась и в строительной отрасли: уменьшилось число заключенных договоров, ухудшились обеспеченность строительных организаций собственными финансовыми ресурсами, условия кредитования отрасли. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в Самарской области в 2009 году составил 72,4% от уровня 2008 года.
В целях стимулирования инвестиционной активности в регионе Правительством Самарской области оказывалась государственная поддержка инвестиционной деятельности.
Так, в настоящее время в Самарской области имеется вся необходимая нормативная правовая база, позволяющая оказывать инвесторам государственную поддержку. Инвестор, реализующий инвестиционный проект на территории Самарской области, на каждом из этапов реализации проектов может рассчитывать на различные формы государственной поддержки в соответствии с региональным инвестиционным и налоговым законодательством, которое гарантирует равные условия для всех участников бизнес-процесса, необходимые для справедливой конкуренции, минимальные административные барьеры, благоприятный налоговый режим.
Одной из востребованных форм государственной поддержки в Самарской области является предоставление инвесторам субсидий за счет средств областного бюджета для реализации инвестиционных проектов. Такая поддержка оказывается инвесторам на конкурсной основе, начиная с 2002 года. За этот период субсидии на компенсацию затрат, понесенных инвесторами в ходе реализации инвестиционных проектов, были представлены 21 инвестору, что позволило привлечь на 1 рубль бюджетных средств более 118 рублей внебюджетных инвестиций.
В 2009 году субсидии на компенсацию затрат, понесенных инвесторами в ходе реализации инвестиционных проектов, были предоставлены трем предприятиям стройиндустрии в объеме 33643,48 тыс. рублей.
Инвестиционные и кредитные рейтинги
Международное рейтинговое агентство «Moody»s Investors Service» объявило о повышении кредитного рейтинга Самарской области в иностранной валюте с Ва2 до Ba1 (прогноз «стабильный»). Аналогичный рейтинг имеют наиболее развитые регионы ПФО — республики Татарстан, Башкортостан и Пермский край.
Одновременно с этим рейтинговое агентство «Moody»s Interfax Rating Agency» повысило национальный кредитный рейтинг Самарской области до уровня Аа1ru с Аа2ru, что отражает очень высокую кредитоспособность относительно других российских заемщиков.
Международное рейтинговое агентство «Standard & Poor»s» повысило прогноз по рейтингу Самарской области со «BB-/Стабильный» до «BB-/Позитивный». Устойчивые позиции Самарской области объясняются высокими финансовыми показателями, низким уровнем долга и хорошей ликвидностью.
По оценке рейтингового агентства «Эксперт РА» по итогам 2005-06 гг. Самарская область относится к группе регионов со средним потенциалом и умеренным риском — «2В».
Полезные сведения для потенциальных инвесторов
В соответствии с Законом Самарской области «О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет» для инвесторов, осуществляющих на территории Самарской области инвестиционные проекты стоимостью 650 млн. рублей и более, ставка налога на прибыль, зачисляемого в областной бюджет, устанавливается в размере 13,5%. С 1 января 2007 года этой льготой смогут воспользоваться предприятия строительной индустрии, независимо от объема вложенных средств. Это позволит им более активно проводить модернизацию и техническое переоснащение производства, что является чрезвычайно важным для эффективной реализации Национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» на территории Самарской области;
— информационной, организационной и правовой поддержки в части: развития системы информационного обеспечения инвесторов, содействия развитию инфраструктуры инвестиционной деятельности, создания института государственных кураторов инвестиционных проектов.
Закон «Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области» предусматривает возможность заключения инвестиционных меморандумов между Правительством Самарской области и инвесторами, реализующими на территории области инвестиционные проекты стоимостью 650 млн. рублей и более. В соответствии с инвестиционным меморандумом инвестору устанавливается режим наибольшего благоприятствования в период реализации инвестиционного проекта и назначается государственный куратор. Инвестиционный меморандум заключается на период окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на семь лет.
Прямое участие органов государственной власти Самарской области в инвестиционной деятельности осуществляется путем:
— разработки, утверждения и финансирования областной инвестиционной программы Самарской области;
— предоставления на конкурсной основе государственных гарантий Самарской области по инвестиционным проектам;
— предоставления на конкурсной основе бюджетных кредитов на финансирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений;
— долевого участия в уставном (складочном) капитале юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты;
— разработки, утверждения и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов по объектам государственной собственности Самарской области, финансируемых за счет средств областного бюджета;
— предоставления на конкурсной основе субсидий за счет средств областного бюджета для реализации инвестиционных проектов по следующим направлениям:
1) развитие коммунальной инфраструктуры общего пользования объекта инвестирования (создание и/или реконструкция систем водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, канализации, очистных сооружений, дорог и подъездных путей и/или иных внеплощадочных объектов инженерных сетей и коммуникаций) — в размере 15 млн. рублей, но не более 50% расходов инвестора на указанные цели;
2) обучение или переобучение работающих в рамках реализуемого инвестиционного проекта — в размере 100-кратной величины МРОТ за одного работающего, но не более 50% расходов инвестора на указанные цели;
3) обучение или переобучение безработных производственным специальностям в рамках реализации инвестиционного проекта — в размере 200-кратной величины МРОТ за одного безработного, но не более 50% расходов инвестора на указанные цели;
4) возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в кредитных организациях, категориям инвесторов, установленным законом Самарской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, за исключением производителей сельскохозяйственной продукции агропромышленного комплекса Самарской области;
5) возмещение затрат, связанных с сертификацией и (или) патентованием продукции, оформлением прав на результаты интеллектуальной деятельности — в размере одного миллиона рублей, но не более 50% расходов инвестора на указанные цели;
6) иные направления в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Самарской области, предусмотренные законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Информационно-методическая помощь действующим предприятиям и потенциальным инвесторам осуществляется посредством развития системы информационного обеспечения инвесторов, содействия развитию инфраструктуры инвестиционной деятельности, содействия инвесторам в поиске площадей, пригодных для организации производства, с использованием современных информационных технологий.
Деятельность по продвижению области осуществляется по разным направлениям, в том числе: разработка и издание различных презентационных материалов о регионе (буклетов, брошюр и мультимедийных дисков), проведение специализированных семинаров, предоставление справочной литературы инвестиционного характера и т.д.
На территории Самарской области создан ряд элементов инфраструктурной поддержки инновационного предпринимательства, в том числе государственный Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Самарской области, целью которого является развитие на территории Самарской области инфраструктуры венчурного (рискового) финансирования субъектов малого предпринимательства в научно-технической сфере.
В целях реализации проектов с инновационной составляющей, повышения инвестиционного и инновационного потенциала региона создан Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области.
Основной задачей Фонда является поддержка инновационной деятельности в Самарской области в части подготовки и освоения производства новых видов продукции и технологий, научных и научно-технических исследований и разработок, создания уникальных научно-исследовательских и испытательных установок, иновационно-технологических центров, центров коллективного пользования научным оборудованием и иных объектов инновационной инфраструктуры.
Через инновационно-инвестиционный Фонд предусматривается реализовывать следующие основные виды поддержки:
— предоставление инвесторам, реализующим инновационные и инвестиционные проекты на территории Самарской области, займов и субсидий;
— долевое участие в уставных капиталах юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность, занимающихся коммерциализацией инновационных проектов, а также продвижением научно-технических разработок и продукции инновационного бизнеса Самарской области на отечественные и зарубежные рынки;
— выделение грантов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, создание инновационной продукции и внедрение ее в производство, а также на инновационные проекты, связанные с трансфером технологий на отечественные и зарубежные рынки.
Правительство области уделяет большое внимание информационному обеспечению инвестиционной деятельности. С этой целью выпускаются различные презентационные и справочные материалы, которые рассчитаны на широкого пользователя и позволяют ознакомиться с потенциалом, возможностями и особенностями нашего региона.
На сайте министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области: www.economy.sam-reg.ru в разделе «Инвестиции» размещена информация, касающаяся всего спектра инвестиционной деятельности в регионе: формы государственной поддержки, регламентирующие нормативные документы, кредитные инвестиционные рейтинги, основные аспекты инвестиционной политики Правительства, обязательные процедуры и стоимости показатели при организации и ведении бизнеса, инвестиционные предложения предприятий и информация об инвестиционной инфраструктуре.
ОТРАСЛИ, НАИБОЛЕЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ
Стратегия инвестиционной деятельности администрации Самарской области направлена на поддержку базовых секторов экономики – автомобилестроения, авиационной промышленности, агропромышленного комплекса, жилищного строительства, образования, здравоохранения, культуры и экологии. Большое внимание уделяется развитию производственного потенциала на базе современных технологий, развитию высоких технологий, инновационных процессов.
ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЛЬГОТАХ И ПРИВИЛЕГИЯХ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ
В соответствии с законом Самарской области «Об инвестициях в Самарской области» инвесторам предоставляются налоговые льготы (на период окупаемости инвестиционного проекта, но не более 5 лет) в части, зачисляемой в областной бюджет: по налогу на имущество, создаваемое или приобретаемое, в т.ч. поступающее в виде вклада в уставный капитал организации, для реализации инвестиционного проекта – в размере 100%; по налогу на прибыль в части прибыли, подлежащей зачислению в областной бюджет, для инвесторов, реализующих на территории Самарской области инвестиционные проекты стоимостью 1 млрд. руб. и более – в размере 13,5%.
Государственная поддержка на комплексной основе оказывается отдельным предприятиям в форме инвестиционных налоговых кредитов, гарантий, субсидий на развитие коммунальной инфраструктуры объектов инвестирования (размер – до 500 тыс. долл. США), на обучение и переобучение сотрудников (в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда за одного работающего).
В Самарской области действует региональное инвестиционное законодательство, которое характеризуется экспертами как одно из наиболее развитых в настоящее время.
По данным Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, общее количество инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории региона, которым предоставлена льгота по налогу на прибыль организаций, в 2006 году составило – 1 (на сумму
40 464 тыс. руб.), в 2007 году – 2 (на общую сумму 74 393 тыс. руб.), за первое полугодие 2008 года – 4 (на общую сумму 36 689 тыс. руб.).
Количество инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Самарской области, которым предоставлена льгота по налогу на имущество организаций, в 2006 году составило – 21 (на общую сумму 203 713 тыс. руб.), в 2007 году – 21 (на общую сумму 232 890 тыс. руб.), за первое полугодие 2008 года – 20 (на сумму 134 004 тыс. руб.).
Результатом активизации работы по повышению инвестиционной привлекательности Самарской области является рост интереса к региону со стороны крупных инвесторов, в том числе иностранных.
В первом полугодии 2008 года общий объем инвестиций в основной капитал в Самарской области составил 47,7 млрд. рублей (91,9% к соответствующему периоду 2007 года), общий объем поступивших иностранных инвестиций составил 1039,6 млн. долларов США (129,2% к январю–июню 2007 года).
Перспективными направлениями совершенствования инвестиционного законодательства региона в целом и соответствующего закона Самарской области в частности являются: закрепление принципов государственно-частного партнерства и внесение изменений, направленных на оптимизацию предоставления государственной поддержки, в том числе льготного налогообложения инвесторов в соответствии с приоритетами социально-экономического развития.
В авангарде страны
Представляя возможности региона, Владимиро Артяков кратко обрисовал финансово-экономическое положение Самарской области и подчеркнул, что она остается одним из конкурентоспособных и инвестиционно привлекательных субъектов РФ. «О доверии инвесторов свидетельствуют высокие кредитные рейтинги прединвестиционного уровня, на территории губернии проводится последовательная политика по созданию максимально комфортной инвестиционной среды», — отметил глава региона.
Вниманию экспертного совета было представлено несколько инвестиционных проектов, разработанных в Самарской области. В первую очередь губернатор остановился на проекте по созданию особой экономической зоны (ОЗС) промышленно-производственного типа на территории Ставропольского района. Глава региона отметил, что в настоящее время этот проект находится в высокой степени готовности.
«К участию в нем привлечены отечественные и зарубежные инвесторы, с которыми заключены соответствующие соглашения, — сообщил губернатор. — Общий объем инвестиций на реализацию проекта ориентировочно составит 55,2 млрд руб. В результате планируется создать 16,5 тыс. постоянных рабочих мест. Поиск потенциальных резидентов ОЭЗ продолжается».
Владимир Артяков также рассказал, как развивается на территории области сеть технопарков разной направленности. Например, в Самаре реализуется проект строительства инновационного технопарка, который будет заниматься разработками в сфере информационных, авиационно-космических технологий, автомобилестроении, химии и нефтехимии. «А в Тольятти формируется технопарк в сфере IT-технологий, который уже сейчас претендует на статус проекта национального значения», — подчеркнул губернатор. Его реализация даст возможность создать в Автограде около трех тысяч новых рабочих мест.
В регионе также реализуется стратегия создания нового кластера экономики, связанного с формированием современной системы сбора и утилизации отходов, развитием производств по их переработке и выпуску продукции из вторсырья. Для этого в регионе утверждена соответствующая областная целевая программа, рассчитанная до 2020 г.
Глава региона рассказал экспертному совету и о планах модернизации международного аэропорта «Курумоч». «Мы планируем создать новый аэровокзальный комплекс, реконструировать сопутствующую аэропортовую инфраструктуру, включая строительство нового грузового терминала и центра технического обслуживания воздушных судов», — сообщил он. Артяков уточнил, что в 2010 г. правительство Самарской области и «Курумоч» планируют создать авиакомпанию, которая позволит осуществлять авиаперевозки по ценам, максимально приближенным к стоимости проезда железнодорожным транспортом.
Особое место в своем выступлении губернатор уделил развитию агрокомплекса, и, прежде всего, животноводства. «Наиболее важными аграрными инвестпроектами является строительство двух птицеводческих комплексов с общим объемом производства мяса более 108 тыс. т в год и одного свинокомплекса мощностью 12 тыс. т мяса в год. Их реализация позволит создать 3700 новых рабочих мест», — подчеркнул губернатор.
«Нам комфортно здесь работать»
Владимир Артяков остановился также на ряде вопросов, решение которых, по его мнению, могло бы способствовать улучшению инвестиционного климата в России. В частности, он предложил установить законодательное ограничение форм вхождения иностранного капитала на территорию страны в сфере производства автокомпонентов – исключительно через создание совместных предприятий с российскими компаниями. А также предложил внести изменения в правила формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестфонда РФ и уменьшить планку стоимости региональных инвестиционных проектов до 250 млн руб.
На заседании присутствовало немало потенциальных инвесторов: в состав экспертного совета при Минрегионе РФ входят топ-менеджеры крупнейших российских и зарубежных компаний. Кроме того, сюда были приглашены бизнесмены, не являющиеся членами совета и работающие как в России, так и за рубежом. Губернатор заверил, что административная поддержка будет оказана всем, кто решит развивать свой бизнес в самарском регионе.
«Мы уже получили реальную поддержку», — сообщил собравшимся советник гендиректора компании IKEA Исмаил Джараштиев, поблагодарив за это правительство Самарской области и губернатора. В ближайшие полгода IKEA откроется в Самаре, а когда это произойдет, можно будет вернуться к вопросу строительства IKEA в Тольятти, заявил он.
О поддержке со стороны областного правительства на заседании сообщили и генеральный директор ООО «НПФ Сигма» Сергей Журченко, а также глава ЗАО «Таркетт» Владимир Ильин. «Нам здесь очень комфортно работать, поскольку в Самарской области с уважением относятся к производителю», — подчеркнул Ильин.
Дополнительно о Фонде
Вклад малого предпринимательства в экономику остается довольно существенным. Это говорит о больших возможностях развития малого бизнеса. Между тем, основной проблемой для предпринимателей остается вопрос: где взять деньги для развития предприятия?
Для российских предприятий малого бизнеса многие источники финансирования являются недоступными. Банки, например, обычно очень осторожны и не рискуют давать взаймы малым предприятиям, особенно вновь создающимся. Кредит таким предприятиям может быть предоставлен только при наличии первоклассных гарантий возврата кредитной суммы, получить которые весьма проблематично.
В этих условиях необходимо искать иные нестандартные способы финансирования. Некоторым предприятиям могут прийти на помощь венчурные инвестиции.
основной капитал российских венчурных фондов на начальном этапе развития венчурного финансирования в нашей стране составляли средства Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР) и различные американские государственные и частные финансовые ресурсы. В то же время, с пониманием значения венчурного капитала для функционирования здоровой российской экономики пришли и первые национальные государственные финансовые участники инновационного рынка.
К государственным и общественным фондам относятся: Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд конверсии, Фонд промышленных инноваций, Региональные фонды поддержки малого предпринимательства.
Своей основной задачей государственный Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере видит в отработке эффективного механизма государственной поддержки малых предприятий, разрабатывающих и реализующих продукцию и услуги на основе принадлежащей им интеллектуальной собственности. Особенность и уникальность данного Фонда в том, что он финансирует наиболее рискованный этап инновационного процесса – внедрение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в производство.
Фонд содействия использует такие основные формы финансирования как займы, осуществляет лизинг. Фонд содействия занимается не только прямым лизингом (фактически арендой), когда они закупают оборудование и сдают его в лизинг малым предприятиям, но иногда и закупкой оборудования в виде готовой продукции малых предприятий (обычно, то, что они не могут реализовать). С помощью малых предприятий организуют реализацию этого оборудования другим предприятиям, в том числе малым, на лизинговой основе, то есть с рассрочкой платежа. В результате малые предприятия-изготовители получают возможность иметь всю выручку за реализованную продукцию, с тем чтобы в последующем постепенно возвратить деньги Фонду по мере получения лизинговых платежей от малого предприятия-пользователя, которое в ином варианте не смогло бы приобрести эту продукцию.
Если обратиться к чисто отечественным венчурным негосударственным структурам, то, прежде всего, нужно отметить опыт Самарского венчурного фонда, учрежденного в 1992 году областным правительством и государственным Фондом содействия развитию малых предприятий. Это довольно яркий пример использования венчурного капитала для поддержки малого и среднего бизнеса в регионе.
Концепция стратегии развития инновационного бизнеса, осуществляемая Фондом, заключается в организации производственно-технологической кооперации малых инновационных предприятий научно-технической сферы со средними высокотехнологическими промышленными компаниями (в рамках договоров стратегического партнерства), в формировании новых субъектов инновационного бизнеса (венчурных и интегрированных бизнес структур — инновационно-технологических и инновационно-производственных холдингов с долевым участием Фонда, МСИП, стратегических партнеров и инвесторов) и в развитии сети региональных ИТЦ, предназначенных для практической реализации схем коммерциализации и трансфера наукоемких технологий и разработок.
Интерью с министром
Развитие инновационной инфраструктуры Самарской области
Хасаев Габибулла Рабаданович
С июня 2005 г. по настоящее время – заместитель председателя Правительства Самарской области — министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
Доктор экономических наук, профессор.
Действительный член Академии социальных наук.
Директор Института Национальной экономики СГЭУ.
Автор многочисленных публикаций и книг.
Заслуженный экономист Российской Федерации.
— Прогноз социально-экономического развития Самарской области на 2007 год и на период до 2009 года был разработан в двух вариантах. Первый предусматривает инерционную динамику развития экономики, предполагает менее интенсивное развитие области. Второй — умеренно оптимистичный, ориентируется на повышение темпов и качества экономического роста. Именно он рассматривается как базовый для формирования проекта областного бюджета на 2007 год. Что послужило причиной такого решения?
— Хасаев: Действительно, прогноз социально-экономического развития Самарской области на ближайшие три года разработан в двух вариантах: умеренно-консервативном и оптимистическом. Дело в том, что возможные варианты развития экономики области в средне-срочной перспективе определяются внешними и внутренними условиями и факторами.
К внешним факторам относятся: динамика мировых цен на энергоресурсы, во многом определяющих состояние мировой и российской экономики, планируемое вступление России в ВТО, тарифная политика естественных монополий, уровень инфляции, реального курса рубля, изменения в налоговом законодательстве, спрос на продукцию областных товаропроизводителей.
К внутренним факторам — демографическая обстановка, состояние трудовых ресурсов, сложившаяся производственная специализация экономики, конкурентоспособность выпускаемой продукции, эффективное использование научно-технического потенциала и природных ресурсов, наличие финансовых ресурсов, условий для предпринимательской деятельности, роста материального благосостояния населения, инвестиционная привлекательность губернии.
Анализ ситуации позволяет рассматривать именно второй вариант, предусматривающий более интенсивное развитие области, и вот почему.
По нашим прогнозам, не будут превалирующими в экономическом развитии внешние факторы, связанные, прежде всего, с негативной динамикой мировых цен на углеводороды. Напомню, что одной из причин дефолта 1998 года стало падение цен на “черное золото” до 10 долларов за баррель. В ближайшей перспективе нам подобная катастрофа, по прогнозам экспертов, не грозит.
Но уповать только на благоприятную конъюнктуру сырьевого рынка мы не намерены. Мы рассчитываем, что практически весь прирост валового регионального продукта будет обеспечен за счет внутренних факторов роста — реализации конкурентных преимуществ области, определяющих потенциал ее развития, привлечения стратегических инвестиций в экономику области. Способствовать этому будет накопленный в регионе научный и человеческий потенциал, а также шаги Правительства области по социально-экономическому развитию губернии.
Один из таких шагов — разработка долгосрочной стратегии модернизации экономики области на основе кластерной методологии, позволяющей перейти на инновационный путь развития, то есть, к современным технологиям, которые обеспечат базовым секторам экономики высокую конкурентоспособность, устойчивость позиций на внешнем и внутреннем рынке.
— Глава Минэкономразвития России Герман Греф считает, что к концу этого года наша страна будет принята в ВТО. Как вступление РФ в эту организацию может повлиять на экономику государства в целом и экономику Самарской области в частности?
— Хасаев: Для России и Самарской области вступление в ВТО — один из центральных вопросов экономической политики, событие, сопоставимое с реформами начала 90-х годов.
С одной стороны, выгоды несомненны.
Во-первых, современная экономика может успешно развиваться только при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг, а ВТО играет не последнюю роль при определении правил игры на этом рынке.
Во-вторых, расширятся возможности для производственной кооперации, в рамках которой особое значение будет иметь обмен объектами интеллектуальной собственности. Очевидно, что без присоединения к соглашениям ВТО в области наукоемких товаров и прав на интеллектуальную собственность весьма проблематично будет преодоление технологического отставания России и ее дальнейшее продвижение по инновационному пути развития.
Вступление России в ВТО позволит Самарской области получить гарантированный доступ на мировые рынки товаров и идей, а также будет способствовать формированию цивилизованной бизнессреды, которая существенно повысит привлекательность экономики региона для иностранных инвестиций.
Одновременно с помощью инструментов ВТО область сможет улучшить свое положение в тех сегментах рынка, где сейчас российские товары серьезно дискриминируются — в химической промышленности и цветной металлургии.
Вместе с тем, надо признать, что ВТО — организация для сильных. Сегодня на мировых рынках конкурируют не столько страны, сколько транснациональные корпорации, приход которых на региональные рынки приведет к непосредственной конкуренции с местными фирмами. Для многих отечественных компаний может наступить очень напряженный период, поскольку им придется доказывать свою конкурентоспособность.
Мы рассчитываем на то, что производители Самарской области уже имеют опыт работы в открытой экономике в условиях жесткой конкуренции. На этапе выхода на мировой рынок предприятиям области необходимо приложить максимум усилий, чтобы минимизировать негативные последствия от вступления в ВТО и сконцентрироваться на получении преимуществ работы в рамках этой организации.
Благоприятные перспективы будут иметь компании с высокотехнологичным производством и продукцией, соответствующей мировым стандартам, в том числе по качеству, экологичности, уровню сервисных услуг. Для этого предприятиям необходимо пересмотреть или заново разработать среднесрочную программу раз-вития, неотъемлемой частью которой должно стать внедрение международных систем и стандартов, переподготовка и обучение кадров.
А задача Правительства Самарской области — помогать в наращивании тех конкурентных преимуществ, которые есть у того или иного предприятия региона; обеспечивать прозрачность бюджетной информации; создавать технологические площадки; выделять кредиты, гранты на те или иные разработки; обеспечивать формирование единой, консолидированной позиции власти и бизнеса по актуальным вопросам защиты интересов отечественных товаропроизводителей. Чем мы и занимаемся.
Свой уровень ответственности у федерального правительства, поскольку ВТО не предполагает полную либерализацию доступа на рынок. Следует помнить, что члены ВТО сохраняют возможность применения ограничительных мер против импорта, например, в тех случаях, когда такой импорт наносит серьезный ущерб национальным производителям товаров и ведет к нарушению нормального состояния платежного баланса. При присоединении к ВТО новые члены могут сохранять необходимый уровень тарифной защиты рынка товаров и услуг — этот уровень является предметом переговоров об условиях присоединения. Правительство РФ примет решение о присоединении только тогда, когда результаты переговоров приведут к формированию выгодного для России баланса прав и обязательств, преимуществ и потерь.
Одним словом, если государство и бизнес будут и далее вести совместную подготовку в рамках системы частно-государственного партнерства, то вступление в ВТО обойдется без особых потерь.
— На каком этапе находится процесс формирования промышленных кластеров в Самарской области? Какие отрасли реально способны развиваться дальше на кластерной основе?
— Хасаев Сегодня кластерный подход становится одним из базовых методов реализации государственной экономической политики. Это наиболее действенный и адекватный рыночным механизмам инструмент поддержки национального бизнеса в глобальной конкуренции, что весьма актуально в контексте вступления России в ВТО. Еще раз повторю — методология модернизации экономики на основе кластерной политики является стержнем принятой Правительством области стратегии социально-экономического развития губернии на период до 2020 года, и это не случайно.
Как показывает опыт развитых стран, именно в рамках кластеров эффективно решается задача обеспечения технологической конкурентоспособности предприятий на базе соединения ресурсов высокотехнологичных производств и потенциала научно-исследовательского сектора.
Преломляя этот опыт через призму особенностей экономики нашего региона, мы приняли решение формировать кластеры в мощных и конкурентоспособных секторах, составляющих основу перспективной специализации области — автомобилестроении, авиационно-космическом комплексе, нефтехимии, иновационно-внедренческом секторе.
Ведущее место в реализации стратегии формирования инновационного профиля экономики Самарской области на основе кластеров занимает автомобилестроение, поскольку эта отрасль является одной из системообразующих, имея все предпосылки для динамичного развития.
В числе первоочередных задач развития этого кластера — создание промышленно-технологического парка в г.Тольятти, специализированного на организации разработки и производства высокотехнологичных автокомпонентов нового поколения для российских и зарубежных автопроизводителей — на основе интеграции научно-технического потенциала ОАО “АВТОВАЗ” и ресурсов инновационных вузов.
К приоритетным секторам относится авиационно-космическая отрасль. Это мощная система, в которую входят предприятия и организации по разработке, производству, испытаниям летательных аппаратов, их эксплуатации. Данная система является не только крупным потребителем научно-технических и технологических достижений, но одновременно и носителем мощного инновационного потенциала для их создания.
Большое значение для развития области по инновационному пути имеет нефтехимическая отрасль. В данном секторе предполагается реализация крупных стратегических проектов — освоение инновационных технологий производства капролактама, отвечающих мировому уровню, строительство установки производства аммиака, обеспечивающей глубокую переработку природного газа в азотные удобрения для сельского хозяйства.
Наряду с данными секторами экономики интенсивно развивается сектор строительных материалов. Позитивную динамику становления элементов кластера демонстрируют цветная металлургия, нефтедобывающая, пищевая промышленность.
Важнейшим стратегическим направлением экономического развития Самарской области является использование тех преимуществ, которые дает ее выгодное географическое положение на пересечении автомобильных, железнодорожных, речных и воздушных путей. Это дает возможность формирования в Самарской области мощного транспортно-логистического кластера на базе имеющейся физической инфраструктуры крупных транспортных и логистических организаций.
Географическая близость экономически освоенной территории Самарско-Тольяттинской агломерации с уникальными природными зонами создает особые возможности для формирования на территории области туристско-рекреационного кластера. Наряду с сохранением и использованием богатого культурно-исторического и природного наследия региона большое значение придается развитию новых направлений туристической деятельности, в частности, развитию автоспорта. Имеется потенциал создания конкуренто-способных кластеров в сфере медицинских технологий.
Кластерный подход важен для нашей управленческой практики в первую очередь тем, что кооперация и взаимодействие хозяйствующих субъектов в рамках кластеров дает возможность сформировать и реализовать крупные межотраслевые и межрегиональные инвестиционные и инновационные проекты национального значения, обеспечить значительный мультипликативный эффект.
— Что, по вашему мнению, может стать существенным подспорьем в развитии инновационных предприятий в Самарской области? Какие меры предпринимает министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для поддержки подобных предприятий?
— Хасаев Это очень важный вопрос, поскольку главная особенность кластера — его инновационная ориентированность. Но предстоит еще очень многое сделать, чтобы переформатировать традиционные отрасли в высокотехнологичные кластеры, способные вывести национальную экономику на постиндустриальную ступень развития. В этой связи я и говорил в одном из интервью о том, что в России сегодня существуют только потенциальные кластеры.
— Что для этого делается и уже сделано?
— Хасаев Продолжается масштабная работа по формированию финансовой и инновационной инфраструктуры, необходимой для реализации кластерной инициативы.
Так, в целях финансового обеспечения этой стратегической задачи были созданы Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области, Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Самарской области. Эти новые финансовые институты, действуя на основе принципа частно-государственного партнерства, позволили привлечь к финансированию инновационной деятельности банковские структуры, инвестиционные компании, которые на взаимовыгодных условиях стали оказывать финансовую поддержку бизнес-проектам на всех стадиях инновационного цикла.
Теперь несколько слов об элементах инновационной инфраструктуры, являющейся связующим звеном между средой генерации знаний и бизнесом.
Получает развитие сеть центров продвижения инновационных разработок в вузах, учреждениях академической науки, отраслевых научных организациях: мини-технопарки, офисы коммерциализации технологий, отделы трансфера технологий, бизнес-инкубаторы — как универсальные, так и отраслевого профиля.
Значительные государственные ресурсы направляются на опережающее развитие среды генерации знаний — обеспечение доступности систем информации, создание межвузовских медиацентров, научных библиотек, центров коллективного пользования научным оборудованием.
Разворачиваются работы над программой развития нанотехнологий и наноиндустрии в регионе. Это стратегическое межотраслевое направление, которое позволит создавать новые материалы, имеющие широчайший спектр применения в оптоэлектронике, и откроет новые горизонты в медицинских технологиях.
С участием правительства Самарской области создан Поволжский центр космической геоинформатики, который призван решать широкий круг прикладных задач гражданского назначения. В числе важнейших: мониторинг и предупреждение паводков, лесных пожаров и других чрезвычайных ситуаций, работы по уточнению земельного кадастра и созданию кадастра объектов недвижимости, контроль сельскохозяйственных угодий и прогнозирование урожайности, создание и обновление цифровых топографических и тематических карт.
Координирующим элементом реализации инновационной политики должен стать Региональный центр трансфера технологий, работа которого ориентирована на приоритетные секторы экономики и ключевые территориально-производственные кластеры Самарской области.
Все это — конкретные шаги по выстраиванию экономики завтрашнего дня. Ведь от того, насколько сильно развита инновационная инфраструктура, настолько эффективно осуществляется процесс трансфера и коммерциализации технологий. Работа по заданным направлениям регулируется долгосрочной губернской целевой программой инновационной деятельности, которая вписывается в логику “Стратегии социально-экономического развития Самарской области”, принятой на период до 2020 года.
Мы рассчитываем, что сформулированные в рамках “Стратегии…” приоритеты, особенно в отношении таких высокотехнологичных отраслей, как космическая связь и навигация, авиационная промышленность и автомобилестроение, ракетостроение и моторостроение позволят в максимальной степени реализовать конкурентные преимущества губернии, обеспечат развитие перспективных территориально-производственных кластеров, которые станут ядром “новой экономики” региона, так называемыми “полюсами конкурентоспособности”.
— Как вы оцениваете инвестиционный климат в Самарской области? Каково соотношение долей государства, частных отечественных и иностранных компаний в общем объеме инвестиций в Самарской области? Какие меры предпринимает министерство для повышения привлекательности нашего региона?
—Хасаев Степень благоприятности инвестиционного климата является важнейшим индикатором результативности деятельности региональных органов власти. Поэтому Правительство Самарской области осуществляет постоянный мониторинг динамики состояния инвестиционной сферы. При этом мы ориентируемся как на отзывы работающих в области инвесторов, так и на оценки различных рейтинговых агентств, пользующихся авторитетом во всем мире.
15 июня этого года агентство “Standard & Poor’s” повысило долгосрочный кредитный рейтинг Самарской области с “ВВ-” до “BB”, а рейтинг по национальной шкале с “ruAA-” до “ruAA”. Прогноз остается “Позитивным”. Повышение рейтингов обусловлено высоким экономическим ростом, а также ростом бюджетных доходов. Кроме того, рейтинги отражают ожидания экспертов относительно сохранения невысокого уровня долга, высоких финансовых показателей и хорошей ликвидности. В ближайшее время возможно повышение кредитного рейтинга области до инвестиционного уровня агентством “Moody’s”.
Кроме того, по оценке агентства “Эксперт РА” наша область входит в десятку регионов с наибольшим инвестиционным потенциалом.
Высокий уровень инвестиционной конкурентоспособности и привлекательности Самарского региона способствует активному осуществлению на его территории инвестиционной деятельности, реализации значительного количества государственных и коммерческих инвестиционных проектов в различных секторах экономики и социальной сферы.
В структуре капитальных вложений по источникам финансирования преобладающая доля приходится на средства частных инвесторов. В 2006 году этот показатель составил 81,4%, а в первом квартале 2007 года — 88%. Доля инвестиций из-за рубежа составила соответственно 3,6 и 2,3% от общего объема инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий.
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области реализует широкий комплекс мер, направленных на укрепление конкурентных позиций нашего региона и повышение его привлекательности для инвесторов. Постоянно совершенствуется инвестиционное законодательство, расширяется перечень форм государственной поддержки инвесторов. Так, в целях эффективной реализации национального проекта “Доступное и комфортное жилье — гражданам России” введены субсидии и налоговые льготы для предприятий стройиндустрии. Улучшению климата в регионе призван способствовать и созданный в прошлом году институт кураторства крупных инвестиционных проектов.
Активно применяются механизмы регионального маркетинга, позволяющие выявить слабые места и точки инвестиционного роста Самарской области, сформировать адекватную инвестиционную политику. Особое значение придается позиционированию Самарской области посредством участия в различных форумах, выставках инвестиционных проектов, распространения информационно-справочных материалов.
В условиях усиления межрегиональной конкуренции, обострения борьбы за инвестиционные ресурсы министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в числе основных своих задач видит поиск новых инструментов стимулирования инвестиционной деятельности, создание комфортной бизнес-среды для всех категорий инвесторов.
Ссылка интервью: http://www.sgubern.ru/journal/article.php?AID=1677&ID=1669
ПРАВИЛА доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом особо рисковых (венчурных) инвестиций «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Самарской области» под управлением Закрытого акционерного общества «Управляющая компания «Инвест — Менеджмент» https://news.samaratoday.ru/pages/rules.doc
Первая часть: https://news.samaratoday.ru/news/193359/
Постоянный адрес новости в интернете: https://news.samaratoday.ru/news/193361/
*