2010 год

В кратком обзоре представлены информационные материалы о новостях и событиях, планах и новых возможностях Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Самарской области и экономической ситауации в регионе.

Государственная поддержка инвестиционной деятельности в Самарской области осуществляется в соответствии с Законом Самарской области «Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области» путем улучшения инвестиционного климата и непосредственного (прямого) участия государства в инвестиционной деятельности.

Инвестор, реализующий инвестиционный проект на территории Самарской области, может рассчитывать на различные формы государственной поддержки в соответствии с действующим региональным инвестиционным законодательством, которое гарантирует равные условия для всех участников бизнес-процесса, необходимые для справедливой конкуренции, минимальные административные барьеры, благоприятный налоговый режим.

Организации, реализующие инвестиционные проекты на территории Самарской области, могут воспользоваться государственной поддержкой на всех стадиях и этапах реализации проектов.

На этапе принятия инвестором решения об открытии бизнеса на территории Самарской области региональное законодательство предусматривает:

Государственное кураторство для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты стоимостью от 650 миллионов рублей и более, оказание инвесторам информационной и правовой поддержки, в том числе в процессе оформления документов, необходимых для реализации инвестиционного проекта.

Представление информации об условиях ведения бизнеса в процессе участия в организуемых органами государственной власти выставках и ярмарках инвестиционных проектов.

Представление методической и консультационной помощи, ознакомление с информационно-аналитическими материалами, в том числе с базами данных свободных производственных площадей, земельных участков на территории Самарской области. Одним из основных направлений деятельности Правительства области по установлению прямого диалога с инвесторами является формирование базы данных и предоставление информации о наличии свободных производственных площадей на территории региона. Данная база представляет собой не только информацию о свободных площадях, пригодных для организации производства, но и информацию о наличии коммуникаций и инфраструктуры, расположенной вблизи площадки, что принципиально важно для инвестора.

Использование механизма разработки, утверждения и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов по объектам государственной собственности Самарской области. Объем направляемых на указанные цели средств утверждается законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Инвестиционные предложения вносятся органами исполнительной власти Самарской области и (или) органами местного самоуправления муниципальных образований Самарской области, на территории которых планируется реализация инвестиционного проекта, на рассмотрение конкурсной комиссии. Отбор инвестиционных предложений по разработке, утверждению и осуществлению инвестиционных проектов проводится конкурсной комиссией на основании заключений органов исполнительной власти Самарской области. Выбор инвестора, реализующего инвестиционный проект, осуществляется на конкурсной основе. Порядок проведения конкурса определяется Правительством Самарской области. Данная форма позволяет реализовывать долгосрочные капиталоемкие проекты, что способствует укреплению межмуниципальных связей, увеличению налогооблагаемой базы, созданию новых рабочих мест.

На этапе реализации инвесторами инвестиционных проектов на территории Самарской области региональное законодательство предусматривает:

    * предоставление на конкурсной основе государственных гарантий Самарской области по инвестиционным проектам;

      Целью предоставления государственных гарантий является обеспечение обязательств по возврату заемных денежных средств, привлекаемых для осуществления инвестиционной деятельности.

    * долевое участие Самарской области в уставном (складочном) капитале юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством;

      Данный механизм является основой реализации государственно-частного партнёрства в долгосрочных проектах по развитию транспортной, инженерной, коммунальной инфраструктуры Самарской области.

    * предоставление субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе инвесторам — производителям товаров, работ, услуг (за исключением производителей сельскохозяйственной продукции агропромышленного комплекса Самарской области) в целях возмещения затрат, понесенных инвестором в ходе реализации инвестиционного проекта;

Субсидии предоставляются на принципах конкурсного отбора (селекции) в соответствии с критериями эффективности реализуемых инвестиционных проектов в случаях и в пределах объема средств, предусмотренных законом Самарской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Категории и критерии отбора инвесторов, имеющих право на получение субсидии, цели и условия предоставления субсидий, порядок предоставления и иные условия определяются Правительством Самарской области.

Размер предоставляемой субсидии одному инвестору определяется на основании представляемых инвестором отчетных данных и не превышает:

   1. 50 процентов расходов инвестора на развитие коммунальной инфраструктуры общего пользования объекта инвестирования, но не более 30 миллионов рублей;

   2. 50 процентов расходов инвестора на обучение или переобучение работающих в рамках реализуемого инвестиционного проекта, но не более 10 тысяч рублей за одного работающего, проходящего (прошедшего) обучение или переобучение в целях реализации инвестиционного проекта;

   3. 50 процентов расходов инвестора на обучение или переобучение безработных производственным специальностям, но не более 15 тысяч рублей за одного безработного, проходящего (прошедшего) обучение или переобучение в целях реализации инвестиционного проекта;

   4. 2/3 произведенных инвестором (заемщиком) затрат на уплату процентов по привлеченным инвестиционным кредитам, полученным в кредитных организациях, но не более 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

   5. 50 процентов произведенных инвестором (лизингополучателем) затрат на уплату лизинговых платежей, но не более 10 миллионов рублей по одному инвестиционному проекту ежегодно;

   6. 50 процентов расходов инвестора на возмещение затрат, связанных с сертификацией и (или) патентованием продукции, оформлением прав на результаты интеллектуальной деятельности, но не более одного миллиона рублей.

На этапе завершения инвестиционных проектов государственная поддержка инвесторов на территории Самарской области осуществляется в форме предоставления льгот по налогу на имущество и снижение для крупных инвесторов (объем инвестиций 650 млн.рублей) процентной ставки по налогу на прибыль до 13,5% организациям, реализующим инвестиционные проекты в соответствии с законами Самарской области «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» и «О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет».

В настоящее время действует заявительный принцип предоставления льготного налогообложения. Для его получения инвестор должен обратиться в налоговый орган по месту своего налогового учета на территории Самарской области с заявлением в письменной форме с приложением бизнес-плана. Льготное налогообложение организаций устанавливается на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на семь лет.

Помимо существующих форм поддержки в Самарской области значительное внимание уделяется формированию институтов развития, способствующих реализации инвестиционных проектов.

Так, в 2008 году в Самарской области создано ОАО «Корпорация развития Самарской области», учредителями которого выступили Самарская область и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

Основными направлениями деятельности Корпорации является как прямое участие в реализации инвестиционных проектов, так и создание общих структур с инвесторами, реализующими инвестиционные проекты транспортной, дорожной, энергетической, коммунальной, социальной и экологической инфраструктуры, серьёзных инновационных проектов в промышленности, коммуникационном и информационном секторе, сельском хозяйстве.

Для реализации указанных направлений деятельности Корпорация может использовать кредитные, концессионные, лизинговые и иные механизмы и финансовые схемы привлечения частных, государственных и муниципальных инвестиций.

Корпорация позволит определять и своевременно устранять возникающие бюрократические и административные барьеры на всех стадиях подготовки и реализации инвестиционных проектов.

Одним из перспективных направлений для привлечения инвесторов в регион является государственно-частное партнерство. Для эффективного взаимодействия органов исполнительной власти и частных структур в настоящее время формируется специальная нормативная правовая база, закрепляющая принципы государственно-частного партнерства на региональном уровне. В настоящее время принято постановление Правительства Самарской области «Об утверждении Концепции реализации проектов, основанных на принципах государственно – частного партнёрства». Данная концепция определяет перспективную систему правового регулирования отношений между органами государственной власти Самарской области и субъектами предпринимательской деятельности в области реализации проектов, основанных на принципах ГЧП, а также закрепляет доктрину регулирования основных аспектов ГЧП в Самарской области. На основе данной Концепции разработан законопроект «О государственно-частном партнерстве Самарской области», который включает в себя принципы и механизмы взаимодействия с частными инвесторами. Это позволит снизить риски для вложения частного капитала и тем самым повысить привлекательность вложения средств.

http://economy.samregion.ru/investicii/invest_politic/gos_poddergka/

Инвестиционная деятельность

Объем инвестиций в основной капитал в Самарской области по итогам 2009 года составил 109974,1 млн. рублей – 71,2% к предыдущему году. Ситуация с сокращением объемов инвестиций в регионе была ожидаемой, поскольку в прошедшем году сохранялись неблагоприятные факторы, препятствующие восстановлению позитивной динамики инвестиционной деятельности: ограниченность или полное отсутствие у организаций собственных финансовых ресурсов на развитие в виде прибыли, невозможность получения кредитов или высокие ставки по ним, значительное сокращение бюджетных ассигнований капитального характера.

Снижение объемов инвестиций произошло в подавляющем большинстве инвестиционноёмких отраслей экономики региона – нефтедобыче, автомобилестроении, химическом производстве, металлургии, производстве пищевых продуктов, транспорте в целом и связи.

Точками инвестиционной активности в Самарской области в прошлом году были нефтепереработка, где капиталовложения увеличились почти на 17%, а также производство и распределение электроэнергии, газа и воды с ростом около 10%.

Рост на 20% инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» во многом связан с низкой базой 2008 года, когда инвестиции в эту отрасль сократились более чем вдвое. Тем не менее, в прошедшем году увеличили объемы инвестиций 43 сельскохозяйственные организаций.

Неблагоприятная ситуация в 2009 году складывалась и в строительной отрасли: уменьшилось число заключенных договоров, ухудшились обеспеченность строительных организаций собственными финансовыми ресурсами, условия кредитования отрасли. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в Самарской области в 2009 году составил 72,4% от уровня 2008 года.

В целях стимулирования инвестиционной активности в регионе Правительством Самарской области оказывалась государственная поддержка инвестиционной деятельности.

Так, в настоящее время в Самарской области имеется вся необходимая нормативная правовая база, позволяющая оказывать инвесторам государственную поддержку. Инвестор, реализующий инвестиционный проект на территории Самарской области, на каждом из этапов реализации проектов может рассчитывать на различные формы государственной поддержки в соответствии с региональным инвестиционным и налоговым законодательством, которое гарантирует равные условия для всех участников бизнес-процесса, необходимые для справедливой конкуренции, минимальные административные барьеры, благоприятный налоговый режим.

Одной из востребованных форм государственной поддержки в Самарской области является предоставление инвесторам субсидий за счет средств областного бюджета для реализации инвестиционных проектов. Такая поддержка оказывается инвесторам на конкурсной основе, начиная с 2002 года. За этот период субсидии на компенсацию затрат, понесенных инвесторами в ходе реализации инвестиционных проектов, были представлены 21 инвестору, что позволило привлечь на 1 рубль бюджетных средств более 118 рублей внебюджетных инвестиций.

В 2009 году субсидии на компенсацию затрат, понесенных инвесторами в ходе реализации инвестиционных проектов, были предоставлены трем предприятиям стройиндустрии в объеме 33643,48 тыс. рублей.

Инновационная инфраструктура

Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области

Инновационно-инвестиционный Фонд Самарской области (далее – Фонд) является не имеющей членства некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме фонда в 2006 году в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 30.05.2006 №59 «О создании некоммерческой организации «Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области». Учредителем Фонда является министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

Фонд создан во исполнение стратегической цели Правительства Самарской области по повышению инвестиционного и инновационного потенциала Самарской области, развитию и формированию кластеров и наукоемких производств, внедрению новых прогрессивных технологий, и переходу экономики Самарской области на инновационный тип развития.

Основной стратегической задачей Фонда как инфраструктурной организации является поддержка инновационной деятельности в части подготовки и освоения производства новых видов продукции и технологий, финансирование научных и научно-технических исследований и разработок, инновационных проектов на всех стадиях инновационного процесса — от перспективной научной идеи до стадии внедрения разработки в производство.

Координаты:

Исполнительный директор Осипов Александр Николаевич

Почтовый адрес:

443001, Самара, ул. Садовая, 278

Юридический адрес:

443086, г. Самара, Московское ш., д. 34 «А», корпус 3 «Б»

Телефоны: (846) 276-68-26, 276-68-25

Адреса электронной почты:

Отдел конкурсов и сопровождения проектов: [email protected]

Отдел экономического анализа: [email protected]

Служба технической поддержки: [email protected]

Сайт: www.samarafond.ru

Как проходит экспертиза проектов

В I квартале Экспертная комиссия Венчурного фонда продолжила работу по проведению комплексной экспертизы проектов. Экспертная комиссия — коллегиальный орган, основными задачами которого являются:

— рассмотрение проектов на соответствие критериям отбора;

— анализ проектов по существу, определение видов экспертиз, выбор экспертных организаций для проведения экспертизы;

— подготовка сводных экспертных заключений по проектам;

— формирование рекомендаций по отбору и доработке проектов.

В целях всесторонней оценки перспективности и реализуемости инновационных проектов в состав Экспертной комиссии включены квалифицированные специалисты по различным отраслям знаний в соответствии с основными разделами бизнес-плана -научные работники, финансисты, маркетологи, эксперт по оценке объектов интеллектуальной собственности, а также профильные специалисты — строитель и инженер.

    персональный состав Экспертной комиссии:

Мелихов Константин Геннадьевич

советник Исполнительного директора НО «Инновационно-инвестиционный фонд

Самарской области», к.ф.-м.н. Председатель Экспертной комиссии

Соколов Владимир Октябревич

главный ученый секретарь Президиума СамНЦ РАН, к.т.н.

Узбеков Камиль Харрясович

зам. начальника по инновациям Управления научных исследований ТГУ, руководитель Центра трасфера технологий ТГУ

Калинин Максим Геннадьевич

директор департамента развития ЗАО «ФИА-БАНК»

Наливко Юрий Васильевич

представитель ЗАО «УК «Инвест-Менеджмент»

Шамрай Виктор Николаевич

руководитель ООО «Консалтинговое агентство «Центр социальных технологий»

Карпенко Лариса Рашитовна

руководитель проектов ООО «Профи-консалт»

Романеев Валерий Анатольевич

патентный поверенный РФ

Миронова Светлана Ивановна

директор строительной компании ООО «АВК+»

Шугаев Владимир Данилович

Председатель Совета директоров инжиниринговой фирмы ЗАО «АДВ-Инжиниринг»

Хомякова Алла Васильевна

заместитель директора ЗАО «УК «Инвест-Менеджмент», секретарь Экспертной комиссии.

Как проводится мониторинг проектов и для чего это нужно

Мониторинг проектов является составной частью системы контроля и управления со стороны Венчурного фонда за проектными компаниями и заключается в анализе различных аспектов деятельности контролируемых объектов.

Организация системы мониторинга проектов начинается на прединвестиционном этапе и заключается во включении в команду экспертов профильных специалистов и в организации проведения независимого аудита.

Профильная экспертиза включает в себя анализ и оценку проектов по направлениям:

S отраслевая экспертиза — осуществляется профильными специалистами химической, нефтехимической, топливной, медицинской промышленности, электроэнергетики, промышленности строительных материалов и т.д., привлекаемыми для пояснений и заключений по научно-технической (научно-технологической) составляющей бизнес-плана, а также по перспективности и реализуемости проекта;

S проектно-строительная экспертиза — строительный аудит, контроллинг строительных работ, экспертиза проектно-сметной документации, строительная экпертиза объектов недвижимости;

S инжиниринг — инженерная экспертиза процессов, эксплуатации производства и реализации продукции (услуг), технологический аудит.

Независимый аудит включает в себя анализ и оценку проектов по направлениям:

S финансовый, бухгалтерский, налоговый аудит — анализ структуры выручки и затрат инициатора проекта, оценка системы внутреннего контроля, анализ основных средств, финансовых вложений, дебиторской и кредиторской задолженности, сформированных запасов, анализ кредитных договоров и обязательств, анализ условных обязательств (штрафы, пени, поручительства, выданные в обеспечение долгов третьих лиц, иски, залоги и т.д.), анализ полноты и достоверности учета активов и обязательств, выявление, обобщение и цифровое выражение налоговых рисков, неучтенных и (или) потенциальных налоговых обязательств инициатора проекта;

S правовой анализ — анализ учредительных документов инициатора проекта и их юридического статуса, анализ документов о корпоративном управлении, решений коллегиальных органов управления и выданных доверенностей, анализ основных сделок с акциями (долями) инициатора проекта, сведения об акционерах, их имущественных и неимущественных правах, анализ правомерности деятельности общества — наличие необходимых лицензий, разрешений, сертификатов, анализ трудовых отношений, проверка благонадежности инициатора проекта и его акционеров;

S оценка бизнеса — определение действительной стоимости бизнеса инициатора проекта как имущественного комплекса, отдельного направления бизнеса либо активов (группы активов).

Как проходит деятельность Венчурного фонда по отбору проектов

1.1.    Поиск перспективных и реализуемых проектов

Для выявления и инициации перспективных и реализуемых инновационных проектов

1) Ведется работа в рамках заключенных Соглашений о сотрудничестве с организациями, составляющими инновационную инфраструктуру Самарской области:

НО «Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области» (Соглашение о сотрудничестве от 14 февраля 2008 года и доп. соглашение № 1 от 10 апреля 2009):

      

Разработана схема взаимодействия Венчурного фонда и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия), официальным представителем которого на территории Самарской области является НО «Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области», с целью совместного финансирования и реализации проектов-победителей, получивших финансовую поддержку в рамках конкурсов и программ Фонда содействия;

       Информация о работе Венчурного фонда размещена на Интернет-сайте НО «Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области» (http://www.samarafond.ru/);

6 причин инвестировать в Самарскую область

1. Высокий уровень экономической активности

2. Развитый инновационный и образовательный потенциал

3. Инвестиционно ориентированное законодательство

4. Комфортная среда и развитая социальная инфраструктура

5. Эффективная стратегия привлечения инвестиций и сопровождения проектов

6. Развитое гражданское общество

Это может вам быть полезно:

Все заинтересованные участники в получении инвестиций для развития своего бизнеса могут через интрнет подать заявку для привлечения внимания к своим идеям и проектам.

Инициировать инвестиционный проект

Анкета на включение в базу данных региональных инвестиционных проектов

(http://economy.samregion.ru/investicii/Bank_idey/Iniciirowat/)

Кабинет инвестора

Правительство Самарской области в отношении инвесторов стремится выполнять все необходимые поддерживающие функции.

Данный раздел призван сделать работу инвестора по вхождению в регион максимально комфортной и обеспеченной всей необходимой информацией для начала организации бизнеса в нашем регионе.

В кабинете Инвестора есть информация по свободным производственным площадкам региона, готовым стать стартовой площадкой для строительства новых производств или реконструкции существующих.

Раздел «В помощь инвестору» содержит алгоритмы прохождения согласовательных процедур, перечни регламентирующих актов по строительству и вводу в эксплуатацию объетов.

Раздел «Возможности» дает представление о существующей бизнес- инфраструктуре (банки, страховые организации, фондовый рынок, консалтинг), а также содержит алгоритмы подключения к инженерным сетям.

В разделе «Условия» можно ознакомится со стоимостными показателями ведения бизнеса на территории Самарской области.

В помощь инвестору предлагается также геоинформационный ресурс области и «Справочник гостя» с контактной информацией административных структур региона.

Самарская область готова к взаимовыгодному и долгосрочному сотрудничеству!

Инвестиционная деятельность

Объем инвестиций в основной капитал в Самарской области по итогам 2009 года составил 109974,1 млн. рублей – 71,2% к предыдущему году. Ситуация с сокращением объемов инвестиций в регионе была ожидаемой, поскольку в прошедшем году сохранялись неблагоприятные факторы, препятствующие восстановлению позитивной динамики инвестиционной деятельности: ограниченность или полное отсутствие у организаций собственных финансовых ресурсов на развитие в виде прибыли, невозможность получения кредитов или высокие ставки по ним, значительное сокращение бюджетных ассигнований капитального характера.

Снижение объемов инвестиций произошло в подавляющем большинстве инвестиционноёмких отраслей экономики региона – нефтедобыче, автомобилестроении, химическом производстве, металлургии, производстве пищевых продуктов, транспорте в целом и связи.

Точками инвестиционной активности в Самарской области в прошлом году были нефтепереработка, где капиталовложения увеличились почти на 17%, а также производство и распределение электроэнергии, газа и воды с ростом около 10%.

Рост на 20% инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» во многом связан с низкой базой 2008 года, когда инвестиции в эту отрасль сократились более чем вдвое. Тем не менее, в прошедшем году увеличили объемы инвестиций 43 сельскохозяйственные организаций.

Неблагоприятная ситуация в 2009 году складывалась и в строительной отрасли: уменьшилось число заключенных договоров, ухудшились обеспеченность строительных организаций собственными финансовыми ресурсами, условия кредитования отрасли. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в Самарской области в 2009 году составил 72,4% от уровня 2008 года.

В целях стимулирования инвестиционной активности в регионе Правительством Самарской области оказывалась государственная поддержка инвестиционной деятельности.

Так, в настоящее время в Самарской области имеется вся необходимая нормативная правовая база, позволяющая оказывать инвесторам государственную поддержку. Инвестор, реализующий инвестиционный проект на территории Самарской области, на каждом из этапов реализации проектов может рассчитывать на различные формы государственной поддержки в соответствии с региональным инвестиционным и налоговым законодательством, которое гарантирует равные условия для всех участников бизнес-процесса, необходимые для справедливой конкуренции, минимальные административные барьеры, благоприятный налоговый режим.

Одной из востребованных форм государственной поддержки в Самарской области является предоставление инвесторам субсидий за счет средств областного бюджета для реализации инвестиционных проектов. Такая поддержка оказывается инвесторам на конкурсной основе, начиная с 2002 года. За этот период субсидии на компенсацию затрат, понесенных инвесторами в ходе реализации инвестиционных проектов, были представлены 21 инвестору, что позволило привлечь на 1 рубль бюджетных средств более 118 рублей внебюджетных инвестиций.

В 2009 году субсидии на компенсацию затрат, понесенных инвесторами в ходе реализации инвестиционных проектов, были предоставлены трем предприятиям стройиндустрии в объеме 33643,48 тыс. рублей.


Вторая часть: http://news.samaratoday.ru/news/193361/

Постоянный адрес новости в интернете: http://news.samaratoday.ru/news/193359/

Самара today

*