Безымянка без грифа «Секретно» (часть 18. Финал)
Жизнь без войны Даже в условиях послевоенной разрухи, продолжающегося голода и всеобщей дороговизны лето 1945 года было счастливейшим временем для всей страны. Возвращались полные сил и желания работать фронтовики. На выпуск гражданской продукции переходила промышленность. На полях созревал неплохой по тому времени урожай.
1 августа 1945 года на Куйбышевский элеватор прибыл первый хлебный обоз. 47 грузовиков с зерном пришли из хозяйств Дубово-Уметского района. Они доставили первые пять тысяч пудов хлеба нового урожая. У элеватора состоялся митинг, на котором говорили о возрождении и перевооружении колхозного полеводства. В те же дни начался отбор животных на выставку в Москву. Куйбышевская область посылала в столицу коров-рекордисток бесстужевской и симментальской пород, а также 940 элитных овец, 60 свиней и 475 голов отборных гусей, кур и уток. На выставке предполагался обмен племенной живностью, чтобы улучшить продуктивность скота, увеличить производство молока и мяса.
Поднималась и промышленность. На моторостроительном заводе Безымянки было освоено производство одной из сложнейших тракторных деталей — коленчатого вала.
Завод им. Сталина освоил производство 24-рядной тракторной сеялки. Помимо основной продукции завод № 1 изготовил крупные партии товаров широкого потребления: кровати, всевозможную посуду, детские коляски, стиральные доски, тазы, ванны и др.
Коллектив завода Кинап за второе полугодие 1945 года выпустил товаров народного потребления на четыре с половиной миллиона рублей. Изготовлено эмалированной посуды: 128 тысяч кастрюль, 87 тысяч мисок, 148 тысяч кружек. Завод приступил к массовому выпуску нового образца продукции — керогазов. Их первая опытная партия была изготовлена в декабре и получила высокую техническую оценку. В январе 1946 года завод изготовил три тысячи керогазов.
Для мастеров и стахановцев моторостроительного завода в августе 1945 года близ Кировского шоссе был заложен целый поселок добротного жилья. Городок с красивыми белыми коттеджами и приусадебными фруктовыми садами впоследствии стал известен как Поселок мастеров. А в районе авиационных заводов закладывался еще один микрорайон для молодых специалистов, рабочих и выпускников школ ФЗО. Его народное название Юнгородок закрепилось на карте города.
В январе 1946 года в Куйбышеве были подведены итоги городского конкурса на лучшие малоэтажные жилые дома, построенные в 1944 и 1945 годах. На конкурс было представлено четыре проекта двухэтажных многоквартирных домов и пять одноэтажных.
Первая премия присуждена автору проекта жилого двадцатиквартирного двухэтажного дома теплоэлектроцентрали Кировского района, архитектору И.М. Злобиной-Рабинович и руководителям строительства. Третью премию получили автор проекта архитектор С.Д. Носековский и строители комплекса двухэтажных зданий общежитий Юнгородка завода им. Ворошилова.
По одноэтажным жилым зданиям первая премия присуждена за одноквартирный жилой дом-коттедж в квартале № 634 Кировского района. Вторая премия — за жилой дом офицерского состава на Поляне имени Фрунзе, третья — за индивидуальный домик, по типу которого завод им. Сталина построил целый поселок около Зубчаниновки.
Авторы проектов — архитектор М.Д. Портнов, старший техник-лейтенант Шпильд и техник-лейтенант Гольд, архитектор А.А. Глазман.
Осенью 1946 года в районе Безымянки началось строительство Куйбышевского жиркомбината. К Новому году на площадке уже были готовы временные подсобные сооружения, склады и т.д. Шло рытье котлованов, кладка фундамента. Здания основных цехов должны быть построены в четвертом квартале 1947 года. Предприятие рассчитано на выпуск маргарина, комбижира, майонеза и других видов пищевой продукции.
На благоустройство Кировского района в 1947 году было отпущено свыше 15 миллионов рублей. Заасфальтировано 80 тысяч квадратных метров Черновского шоссе (от клинической больницы до шоссе Гидроузла). В жилых кварталах района построено 28 тысяч квадратных метров дорог и 18 тысяч квадратных метров тротуаров. Более миллиона рублей израсходовано на озеленение улиц и скверов. В районе проложена крупная тепломагистраль, начато строительство новой школы и родильного дома. Достраивалось Кировское трамвайное депо, которое должно значительно укрепить ремонтную базу трамвайного хозяйства.
За годы войны в Куйбышеве было проложено 25 километров трамвайных линий, но они ни разу не обновлялись. По принятому в августе 1945 года решению горисполкома начался ремонт путей, а заводам Безымянки было поручено отремонтировать и изготовить новые трамвайные вагоны. Эти неказистые доморощенные трамваи колесили потом по городу несколько десятков лет. А в 1945 году этот самый популярный в Куйбышеве вид транспорта перевез свыше 30 миллионов пассажиров.
Сдвинулась с мертвой точки и теплофикация города. Летом 1945 года к центральному отоплению были подключены три швейных фабрики, кинотеатр «Триумф», гостиница «Националь», женская школа номер 15, Дом специалистов и другие здания. Паровое отопление только этих объектов сэкономило городу 60 тысяч кубометров дров и высвободило сотни истопников.
Безымянка благоустраивалась. В сквере 710 квартала разбиты дорожки, высажено около тысячи деревьев и 4 тысячи кустарников. Предстояло посадить еще 3500 деревьев для озеленения Четвертого квартала, Второй и Третьей улиц (территория нынешней улицы Победы).
В Кировском и Куйбышевском районах проводились гидротехнические противомалярийные мероприятия. На площади 23 тысячи гектаров предстояло осушить болота, вырыть канавы, засыпать мелкие водоемы. Крупные водоемы намечено очистить от кустарниковых зарослей. На все это отпускается более четырех миллионов рублей.
Карточная система распределения продуктов в то время еще была в ходу, ее отменили лишь в 1947 году. Но по всей области как альтернатива ей развивалась рыночная торговля. В Куйбышеве, Сызрани, Похвистнево, Тимашево строились новые – просторные и удобные рыночные павильоны с заезжими дворами и чайными для колхозников. Развивающаяся торговля требовала специалистов соответствующего профиля – товароведов, плановиков, бухгалтеров, работников общепита. В городе Сызрани в ту же осень открылась годичная торговая школа на 200 учащихся. Это было четвертое в стране учебное заведение такого типа.
Для того чтобы обеспечить школьников самым необходимым, в городе Чапаевске рабочие артели стали выпускать ученические ручки и писчую бумагу. Ежедневно из собранной макулатуры Чапаевск давал по 20 килограммов бумаги, что было совсем неплохо при всеобщем дефиците школьных тетрадей. А меловой завод в Ново-Девичьем выпускал к новому учебному году до миллиона школьных мелков.
Товары для детей стали важнейшим направлением работы местной промышленности. Швейные фабрики с выпуска военной одежды переходили на пошив обновок для школьников. Чапаевская артель «Слияние» стала использовать отходы резины от местных предприятий для выпуска подошв к детской обуви. Подошвы оказались очень прочными и красивыми. Они позволили нашей области увеличить выпуск детской обуви в три раза.
Возобновлялся и выпуск игрушек. В Сызрани наладили производство детских гармошек. Там же, в мебельной артели стали изготавливать шахматы и шашки, а также медицинские стетоскопы. Нехитрая, но очень нужная населению продукция шла нарасхват и позволяла предприятиям крепче встать на ноги.
В первые послевоенные месяцы промышленность области получила мощный импульс к развитию производства товаров народного потребления. Это привело к появлению в Куйбышеве целых новых отраслей, таких как мебельное производство, выпуск электротоваров, изделий из пластмасс, кровельных материалов, красок, мясорубок, музыкальных инструментов и многого другого.
В 1947 году Областное отделение Роскультторга на 18 дней раньше срока выполнило план третьего квартала. Продано различных товаров на 1.800 тысяч рублей. Трудящиеся области купили: десять пианино, 250 баянов и гармоник, 120 радиоприемников и 150 фотоаппаратов. На 400 тысяч рублей продано детских игрушек. Наибольшее количество заявок поступало в магазины на пианино и баяны.
В Куйбышевской области быстро налаживалась мирная жизнь, люди все лучше зарабатывали и с уверенностью смотрели в будущее.
Б.В.Беляков
Первые публикации темы здесь:
Безымянка без грифа «Секретно» (часть 1)
Огромная территория к Востоку от Самары, на которой ныне располагаются предприятия и жилые массивы Безымянки, в начале прошлого века практически пустовала. Местность здесь была ровная, с небольшими перелесками. За свое плоское строение она получила у жителей Самары название «Подъ», по аналогии с той части русской печи, на которой пекли подовый хлеб. >>>
Безымянка без грифа «Секретно» (часть 2)
Первые дни войны В полдень 22 июня 1941 года Советское правительство по радио известило страну о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. На всех заводах Куйбышева прошли митинги с призывами дать опор врагу и увеличить выпуск военной продукции. >>>
Безымянка без грифа «Секретно» (часть 3)
Самые тяжелые дни Враг все ближе подступал к столице. 15 октября 1941 года Государственный комитет обороны в Москве принял трудное историческое решение. Вот оно дословно: >>>
Безымянка без грифа «Секретно» (часть 4)
Смежники В дни, когда на эвакуированных в Куйбышев заводах № 18 и № 1 шла сборка первых самолетов Ил-2, на моторостроительном заводе № 24 уже испытывали несколько двигателей к новым штурмовикам. >>>
Безымянка без грифа «Секретно» (часть 5)
Как создавался Ил-2 О живучести самолетов Ил-2 сложены легенды. На одном из вернувшихся из боя штурмовиков авиакорпуса генерала Н.П.Каманина механики насчитали более 500 пробоин. После ремонта самолет снова ушел в бой. Пришло время подробнее рассказать о том, как создавался и что представлял из себя легендарный штурмовик Ил-2. >>>
Безымянка без грифа «Секретно» (часть 6)
Штурмовик Ил-10 Самолеты Ил-2 всю войну были эффективным оружием для борьбы с танками и другой немецкой военной техникой. В 1943 году в дополнение к ним КБ Ильюшина разработало еще более мощный и совершенный самолет Ил-10. Это был тяжелый штурмовик — цельнометаллический бронированный моноплан, воплотивший в себе все лучшие качества самолета Ил-2. >>>
Безымянка без грифа «Секретно» (часть 7)
Испытатели Свою первую продукцию — самолеты Ил-2 и МиГ-3 безымянские авиастроители отправляли на фронт сначала в разобранном виде, по железной дороге. Это было дорого и долго, но другого выхода не было: у авиационных заводов № 1 и № 18 аэродром существовал только в проекте. Его начали строить лишь весной 1942 года, и рождался он в трудных условиях. >>>
Безымянка без грифа «Секретно» (часть 8)
Подшипники для танков Во время первого воздушного налета на Москву 22 июля 1941 года множество немецких «зажигалок» упало на главный корпус 1-го государственного подшипникового завода, а также на кузнечный цех, цех точных подшипников, компрессорную и склад лесоматериалов. Ночные налеты стали регулярными и в конце июля было принято решение об эвакуации завода в восточные районы страны. >>>
Безымянка без грифа «Секретно» (часть 9)
По законам военного времени 26 декабря 1941 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР. В нем говорилось, что рабочие и служащие военных предприятий объявлялись на период войны мобилизованными и отвечали за дисциплину труда по законам военного времени. Самовольный уход с работы квалифицировался как дезертирство и карался тюремным заключением на срок от 5 до 8 лет. >>>
Безымянка без грифа «Секретно» (часть 10)
Вести с фронта Письма с фронта. Как их ждали, как радовались им, знает лишь поколение, пережившее войну. Почтальоны, разносившие почту, хорошо отличали «живые» письма от «казенных» — похоронок, и радовались «живым» вместе с их получателями. >>>
Безымянка без грифа «Секретно» (часть 11)
Чай из тарелки Именно так, в тарелках, подавали чай в столовой №1 завода имени Сталина осенью 1944 года. А что делать? Рабочие требуют чая, а посуды нет… >>>
Безымянка без грифа «Секретно» (часть 12)
*Быт рабочей Безымянки Семьи эвакуированных из Москвы работников авиазавода № 1 из-за отсутствия свободного жилья сначала размещали по всему Куйбышеву и даже в пригородных районах. Очень многие семьи эвакуированных жили в Доме промышленности и Доме сельского хозяйства.
Безымянка без грифа «Секретно» (часть 13)
Помощь освобожденным районам Для куйбышевцев Сталинград был не просто город на Волге. Его защищали более 500 воинских частей и подразделений, сформированных под Куйбышевом. Куйбышевская область далеко не одна оказывала помощь освобожденным территориям страны. Но она раньше других начала восстановление разрушенного фашистами народного хозяйства. >>>
Безымянка без грифа «Секретно» (часть 14)
* Авиационный институт Все безымянские предприятия Авиапрома испытывали острый недостаток инженерных кадров. В Куйбышевской области до войны действовало 8 вузов и 35 техникумов, но среди них не было ни одного учебного заведения авиационного профиля.
* В нашем клубе заводском В первые месяцы войны работникам Безымянки было не до развлечений. >>>
Безымянка без грифа «Секретно» (часть 15)
«Говорит Москва» На девятый день войны, 1 июля 1941 года Совнарком СССР принял решение о строительстве близ Куйбышева новой сверхмощной радиостанции. Новая строительная площадка под Куйбышевом была найдена в рекордно короткие сроки — на шестнадцатый день после выхода правительственного постановления. В августе у села Ново-Семейкино Красноярского района начались земляные работы. >>>
Безымянка без грифа «Секретно» (часть 16)
В Фонд обороны Знаменитая телеграмма Сталина безымянским авиастроителям: «Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии как воздух, как хлеб. Требую, чтобы выпускали побольше Ил-ов» всколыхнула не только Безымянку, но и всю Куйбышевскую область. В губернии начался сбор средств на строительство боевых машин. >>>
Безымянка без грифа «Секретно» (часть 17)
На мирные рельсы День Победы не был неожиданным для трудовой Безымянки. Все знали, все чувствовали, что войне скоро придет конец, не знали только когда. И не думали, что это может случиться так скоро. Но вот 8 мая по радио пришло известие о подписании акта о капитуляции Германии. А 9 мая по всей стране прокатилось долгожданное известие об окончании войны. Радости не было предела. Люди плакали, обнимались, целовались, пели. >>>
Безымянка без грифа «Секретно» (часть 18. Финал)
Жизнь без войны Даже в условиях послевоенной разрухи, продолжающегося голода и всеобщей дороговизны лето 1945 года было счастливейшим временем для всей страны. Возвращались полные сил и желания работать фронтовики. На выпуск гражданской продукции переходила промышленность. На полях созревал неплохой по тому времени урожай. >>>
Фото: nikola-kot-63
*