На мирные рельсы День Победы не был неожиданным для трудовой Безымянки. Все знали, все чувствовали, что войне скоро придет конец, не знали только когда. И не думали, что это может случиться так скоро. Но вот 8 мая по радио пришло известие о подписании акта о капитуляции Германии. А 9 мая по всей стране прокатилось долгожданное известие об окончании войны. Радости не было предела. Люди плакали, обнимались, целовались, пели.

9 мая на заводе № 1, перед началом рабочей смены в 7 часов 30 минут состоялся многолюдный митинг. Директор завода Литвинов сообщил о капитуляции Германии и об объявлении дня 9 мая всенародным праздником Победы. Выступившие на митинге мастер сборочного цеха Рузин, стахановцы Киселев и Горюнова, начальник цеха Шалфеев и другие говорили о том, что это общая радость для всех, но она не должна вызывать чувство расслабленности. Надо продолжать выполнять свои задания и делать все необходимое, чтобы побыстрее залечить раны, нанесенные войной. Как водится, было зачитано приветственное письмо Сталину от коллектива завода.

А потом начались мирные трудовые будни. Во многих цехах в честь Победы рабочие встали на стахановскую вахту и увеличили производительность труда на 20-50 процентов. На заводе был объявлен ударный двухнедельник по досрочному выполнению заданий. И хотя производственная программа оставалась напряженной, появилась возможность немножко отдохнуть. На 17 июня была назначена общезаводская массовка. По сути дела это был первый общезаводской выходной за все четыре военных года.

Специально заказанный поезд привез семьи заводчан в лес у реки. Под деревьями на зеленой лужайке расположился духовой оркестр. Любители спорта натянули волейбольную сетку. А на реке в теплой воде весело барахтались взрослые со своими детьми. В полдень облаченный в белый халат директор столовой Санкин пригласил всех к столу – к грузовой машине, в кузове которой были заготовлены горы бутербродов, закусок, выпечки. Рядом стояли бочки со свежим холодным пивом и квасом. Даже начавшийся теплый дождик не испортил настроение заводчан. Люди радовались долгожданному отдыху, пели, танцевали и только под вечер стали собираться домой.

Вслед за первыми выходными пришли и первые отпуска. В связи с окончанием войны Президиум Верховного Совета СССР восстановил с 1 июля 1945 года очередные отпуска рабочим и служащим, отмененные на период военного времени. Рабочим заводов было рекомендовано сдать свои сберегательные книжки в сберкассы, чтобы им была начислена компенсация за неиспользованные отпуска за 1942, 1943 и 1944 годы.

6 июня 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». Ею награждались рабочие, служащие и колхозники, внесшие личный трудовой вклад в разгром фашистов. На заводе имени Сталина прошли цеховые собрания по выдвижению самых достойных в наградные списки.

Завод по-прежнему выпускал самолеты Ил-2 и Ил-10. Но их массовое производство потеряло свою актуальность. Так обстояло с выпуском боевой техники по всей стране. Нужно было переходить на выпуск мирной продукции, и это делалось организованно.

В июле 1945 года коллектив Коломенского машиностроительного завода выступил с обращением ко всем рабочим, инженерам и служащим тяжелого машиностроения о развитии производства мирной продукции – новых машин. Станков, товаров народного потребления. С этого начался переход промышленности страны на мирные рельсы.

На заводе № 1 в связи с переходом на 8-часовый рабочий день появился резерв рабочих рук. В ряде цехов имели место простои, которые снижали заработки рабочих, и это вызвало законное недовольство заводчан. Чтобы избежать простоев, начальникам цехов было предложено произвести расчет потребности рабочей силы, а высвободившихся рабочих направлять на ремонт оборудования и выпуск товаров народного потребления.

Начинали с малого – с выпуска ведер, бидонов, тазов, корыт, детских ванночек. Но уже в августе наркомат авиационной промышленности дал заводу конкретное задание по выпуску ширпотреба и предупредил, что эта номенклатура будет засчитываться в план так же как и выпуск основной продукции. По проекту наркомата завод должен был начать выпуск детских колясок, кроватей, чемоданов, посуды. Для этого требовался специально оборудованный цех, и он был создан в августе 1945 года.

Со всего завода сюда направили незанятых в цехах людей. Установили два мощных пресса, гильотинные ножницы, полировочные станки. Цех начал изготавливать детские коляски, фибровые чемоданы, сковородки, кастрюли. Долгое время не шло производство кроватей – не было сварочного оборудования, с перебоями поставлялись хромированные дуги. Но постепенно и выпуск кроватей перешел на поток.

К детским коляскам понадобились мягкие теплые сидения и тенты. Для этого на заводе был организован цех пошива. Кроме комплектующих к коляске он стал выпускать телогрейки, плащи, хлопчатобумажные костюмы, обувь. А потом в заводском списке товаров народного потребления появились столы, тумбочки, чайники, пуговицы и даже аквариумы.

В июле работники завода стали получать первые отпуска. Многие отправились на курорты Кисловодска, Пятигорска, Мацесты. Стоимость курсовки для лечения составляла от 800 до 1400 рублей и была не всем по карману. Но заводской комитет профсоюза взял часть расходов на себя и путевки стали пользоваться спросом.

Для тех, кто не хотел уезжать далеко от дома, по инициативе завкома и парткома был открыт заводской дом отдыха. Он создавался на базе заводского пионерского лагеря и начал работать после отъезда третьей смены детей. Центральный комитет профсоюзов выделил на его организацию 192 000 рублей. Еще 50 000 рублей ассигновала дирекция завода, плюс обеспечила здравницу продуктами из подсобного хозяйства. Отдыхающих ждало роскошное питание, включающее помимо овощей 300 граммов мяса в день, пол-литра молока, 100 граммов жиров, а также рыбу, фрукты и другие продукты, которые все еще продавались по карточкам и для многих были недоступны.

Новый дом отдыха до конца октября принял 1600 работников завода – по 400 человек в смену продолжительностью 12 дней. Учитывая огромный спрос на такой вид отдыха, дирекция запланировала построить стационарный дом отдыха, который мог работать и в зимнее время. Однако большинство заводчан предпочло провести отпуск у себя на родине – в селах Куйбышевской и Ульяновской областей.

Первые отпуска породили и первые проблемы с трудовой дисциплиной. Не вернулись на работу после отдыха около десятка рабочих, а некоторые самовольно оставили свои рабочие места. Это грозило эпидемией развала дисциплины, и дела на прогульщиков были направлены в суд. Хотя Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 июля 1945 года была объявлена амнистия лицам, самовольно оставившим предприятия во время войны, к нарушителям дисциплины и в мирное время также пришлось применять строгие меры наказания. За неоднократные опоздания и прогулы работников завода на два месяца лишали 15 процентов заработка. Более тяжкие нарушения наказывались через суд.

За самовольное оставление рабочего места в цехе Гальперина военный трибунал приговорил рабочего Т.Ф.Волкова к 6 годам тюремного заключения. Об этом известили весь коллектив предприятия. На заводе, выпускающем сложную боевую авиатехнику иначе поступить было нельзя.

В декабре 1945 года состоялось вручение медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» большой группе работников завода № 1. Первую такую награду секретарь областного комитета ВКП(б) вручил Герою Социалистического Труда директору завода В.Я.Литвинову. На груди у этого талантливого руководителя, кроме Золотой медали, были три ордена Ленина, орден Трудового Красного Знамени, четыре медали. Но он с чувством большой гордости принял очень дорогую для него новую награду.

Трудовая медаль была вручена также знатному токарю-орденоносцу Александру Батурину. Это он за первые пять дней марта 1943 года выполнил два месячных задания, давая по 15 норм в смену. А токарь транспортного отдела Иван Бондарцев в свои 70 лет оставался одним из лучших производственников отдела, ежедневно выполняя нормы на 250-300 процентов. Бригадир фронтовой бригады Вера Горюнова, клепальщица Карева, арматурщица Свинтитская, бригадир Сливкин и многие другие передовики производства завода № 1 были награждены в тот день высокой трудовой наградой. Все они дали слово работать еще лучше на благо Родины и обеспечить досрочное освоение изделий 68 и 24.

Заканчивался победный 1945-й. В свой первый послевоенный год завод вступал с большими производственными достижениями и прекрасным настроением всего трудового коллектива.

(Продолжение следует)

Первые публикации темы здесь:


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 1)

Огромная территория к Востоку от Самары, на которой ныне располагаются предприятия и жилые массивы Безымянки, в начале прошлого века практически пустовала. Местность здесь была ровная, с небольшими перелесками. За свое плоское строение она получила у жителей Самары название «Подъ», по аналогии с той части русской печи, на которой пекли подовый хлеб. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 2)

Первые дни войны В полдень 22 июня 1941 года Советское правительство по радио известило страну о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. На всех заводах Куйбышева прошли митинги с призывами дать опор врагу и увеличить выпуск военной продукции. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 3)

Самые тяжелые дни Враг все ближе подступал к столице. 15 октября 1941 года Государственный комитет обороны в Москве принял трудное историческое решение. Вот оно дословно: >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 4)

Смежники В дни, когда на эвакуированных в Куйбышев заводах № 18 и № 1 шла сборка первых самолетов Ил-2, на моторостроительном заводе № 24 уже испытывали несколько двигателей к новым штурмовикам. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 5)

Как создавался Ил-2 О живучести самолетов Ил-2 сложены легенды. На одном из вернувшихся из боя штурмовиков авиакорпуса генерала Н.П.Каманина механики насчитали более 500 пробоин. После ремонта самолет снова ушел в бой. Пришло время подробнее рассказать о том, как создавался и что представлял из себя легендарный штурмовик Ил-2. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 6)

Штурмовик Ил-10 Самолеты Ил-2 всю войну были эффективным оружием для борьбы с танками и другой немецкой военной техникой. В 1943 году в дополнение к ним КБ Ильюшина разработало еще более мощный и совершенный самолет Ил-10. Это был тяжелый штурмовик — цельнометаллический бронированный моноплан, воплотивший в себе все лучшие качества самолета Ил-2. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 7)

Испытатели Свою первую продукцию — самолеты Ил-2 и МиГ-3 безымянские авиастроители отправляли на фронт сначала в разобранном виде, по железной дороге. Это было дорого и долго, но другого выхода не было: у авиационных заводов № 1 и № 18 аэродром существовал только в проекте. Его начали строить лишь весной 1942 года, и рождался он в трудных условиях. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 8)

Подшипники для танков Во время первого воздушного налета на Москву 22 июля 1941 года множество немецких «зажигалок» упало на главный корпус 1-го государственного подшипникового завода, а также на кузнечный цех, цех точных подшипников, компрессорную и склад лесоматериалов. Ночные налеты стали регулярными и в конце июля было принято решение об эвакуации завода в восточные районы страны. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 9)

По законам военного времени 26 декабря 1941 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР. В нем говорилось, что рабочие и служащие военных предприятий объявлялись на период войны мобилизованными и отвечали за дисциплину труда по законам военного времени. Самовольный уход с работы квалифицировался как дезертирство и карался тюремным заключением на срок от 5 до 8 лет. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 10)

Вести с фронта Письма с фронта. Как их ждали, как радовались им, знает лишь поколение, пережившее войну. Почтальоны, разносившие почту, хорошо отличали «живые» письма от «казенных» — похоронок, и радовались «живым» вместе с их получателями. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 11)

Чай из тарелки Именно так, в тарелках, подавали чай в столовой №1 завода имени Сталина осенью 1944 года. А что делать? Рабочие требуют чая, а посуды нет… >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 12)

*Быт рабочей Безымянки Семьи эвакуированных из Москвы работников авиазавода № 1 из-за отсутствия свободного жилья сначала размещали по всему Куйбышеву и даже в пригородных районах. Очень многие семьи эвакуированных жили в Доме промышленности и Доме сельского хозяйства.

* «Второй фронт» >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 13)

Помощь освобожденным районам Для куйбышевцев Сталинград был не просто город на Волге. Его защищали более 500 воинских частей и подразделений, сформированных под Куйбышевом. Куйбышевская область далеко не одна оказывала помощь освобожденным территориям страны. Но она раньше других начала восстановление разрушенного фашистами народного хозяйства. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 14)

* Авиационный институт Все безымянские предприятия Авиапрома испытывали острый недостаток инженерных кадров. В Куйбышевской области до войны действовало 8 вузов и 35 техникумов, но среди них не было ни одного учебного заведения авиационного профиля.

* В нашем клубе заводском В первые месяцы войны работникам Безымянки было не до развлечений. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 15)

«Говорит Москва» На девятый день войны, 1 июля 1941 года Совнарком СССР принял решение о строительстве близ Куйбышева новой сверхмощной радиостанции. Новая строительная площадка под Куйбышевом была найдена в рекордно короткие сроки — на шестнадцатый день после выхода правительственного постановления. В августе у села Ново-Семейкино Красноярского района начались земляные работы. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 16)

В Фонд обороны Знаменитая телеграмма Сталина безымянским авиастроителям: «Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии как воздух, как хлеб. Требую, чтобы выпускали побольше Ил-ов» всколыхнула не только Безымянку, но и всю Куйбышевскую область. В губернии начался сбор средств на строительство боевых машин. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 17)

На мирные рельсы День Победы не был неожиданным для трудовой Безымянки. Все знали, все чувствовали, что войне скоро придет конец, не знали только когда. И не думали, что это может случиться так скоро. Но вот 8 мая по радио пришло известие о подписании акта о капитуляции Германии. А 9 мая по всей стране прокатилось долгожданное известие об окончании войны. Радости не было предела. Люди плакали, обнимались, целовались, пели. >>>


Безымянка без грифа «Секретно» (часть 18. Финал)

Жизнь без войны Даже в условиях послевоенной разрухи, продолжающегося голода и всеобщей дороговизны лето 1945 года было счастливейшим временем для всей страны. Возвращались полные сил и желания работать фронтовики. На выпуск гражданской продукции переходила промышленность. На полях созревал неплохой по тому времени урожай. >>>


*