Китайская экспансия на автомобильные рынки пугает уже несколько лет мировых автопроизводителей. О стоимости китайских автомобилей складывают легенды, а о сроках постановки новых моделей на конвейер и вовсе предпочитают не говорить автогиганты.

Зато сами «китайцы» все чаще заставляют обращать на себя внимание. Шутка ли, но экспорт китайских автомобилей уже ведется в 70 (!) стран мира. Кто и как делают китайские автомобили, какие у них уровни контроля качества нам предстояло выяснить с ходе визита в Китай. Чтобы понять перспективы автопрома, мы отправились на Chery Automobile — одного из лидеров китайской автопромышленности, который стремиться самостоятельно догнать мировой уровень.

Составляющие успеха

Chery — очень молодой производитель, был создан в 1997 году, а реальные амбиции по выходу на мировой рынок компания стала испытывать лишь три года назад. Сейчас Chery преодолевает 300000-ый рубеж производства и активно наращивает производственный потенциал. На конвейере в г. Уху сейчас 7 моделей, а в ближайшее время их число расширится до 11.

Каким образом столь молодой автопроизводитель развивается такими темпами, разрабатывает новые модели автомобилей с периодичность раз в полгода? С этим вопросом мы обратили с вице-президенту Zhou Biren. Ответ нас несколько удивил. Chery Automobile — 100% государственная компания, которая развивается на деньги государства. Только за последние пять лет в производство инвестировано около $1,5 млрд. прямых денежных средств. Добавим сюда дешевую рабочую силу и стремление китайцев достичь лидерства.

«Наши специалисты буквально воодушевлены успехами, которые демонстрирует Chery, это еще один фактор, который двигает наш автопром», – поясняет г-н Biren.

«Если раньше дизайн наших моделей делался с оглядкой на лучшие мировые модели, то сейчас мы самостоятельно создаем свои новинки, правда при помощи итальянских ателье.» В производстве двигателей мы сотрудничаем с австрийской фирмой AVL, которая помогла нам создать линейку новых моторов ACTECO (Евро-4).

Теперь у Chery есть уже два моторных завода: первый выпускает двигатели для QQ, Amulet, Oriental Son, а новейшее производство стоимостью $0,5 млрд. выпускает уже исключительно новые двигатели ACTECO. Теперь Chery не только обеспечена собственными моторами, но и будет поставлять их другим производителям: DaimlerChrysler, FIAT.

Аналогичным образом решили и вопрос окрасочного комплекса — Chery закупила новейший комплекс Durr, где реализована вся программа подготовки и окраски.

Как же делают Chery

В программу нашего визита в Китай входило и посещение некоторых производств Chery. Нас привезли на новейшее моторное производство и провели беглую экскурсию. Моторное производство получает литье от смежников, а после на автоматизированной линии ведутся производство двигателей. Здесь в Уху выпускают линейку двигателей: бензиновые 0,8 л, 2,0 л и 4,0 л, а также дизельные 1,3 л, 1,9 л. Благодаря высокой автоматизации процесса производства моторов семейства ACTECO, удалось добиться довольно высокого качества, которое признали в DaimlerChrysler и FIAT. Буквально накануне нашего визита, FIAT объявил о закупке около 100 тыс. моторов Chery, в том числе и для европейских моделей.

Дальше наш путь лежал на окрасочное производство. Здесь все стерильно и нас показательно заставили одеться в белые халаты. Сама окрасочная линия — вполне современная, но красят кузова частично вручную. Робот покрывает лишь внешние поверхности, а уже внутренние полости и докраску снаружи ведут пульвирезаторами. Как нам пояснили, к такой технологии пришли по той причине, что на линии окрашивают кузова большого числа моделей, с частой сменой, поэтому быстрее получается окраска по полуручной технологии. Зато грунтуют кузова методом полного окунания в ванну.

После сушки по подвесному конвейеру кузова спускаются в цех сборки. Самый обычный сборочный цех, с гибким производством. На ленте чередуются QQ, Tiggo, A5, Oriental Son. Китайцы работают очень быстро, но системы промежуточного контроля качества мы не обнаружили. Вся сборка ведется по технологическим картам, но очень большая инициатива отдана рабочим.

Прямо возле конвейера есть комната «Аудит», где проводится контроль собранной модели. Во время нашего посещения группа рабочих очень громко там что-то обсуждала, но суть беседы осталась для нас загадкой.

Визит на завод оставил двоякое впечатление. С одной стороны современное оборудование, технологии, а в моторном производстве любят хвастаться и роботами. Но качество упирается в материалы, комплектующие и личную ответственность сборщиков. С другой стороны, систему качества на Chery уже начали внедрять, а сотрудничество с мировыми лидерами рано или поздно заставит компанию уделять больше внимания этому аспекту.

Будущее

Большинство китайских автопроизводителей избрало путь создания СП с мировыми лидерами. По такому пути пошли SAIC, DongFeng, FAW. В Китае есть местное полномасштабное производство практически всех европейских и японских брэндов. Эти производства укомплектованы современным оборудованием, а весь процесс там контролируют представители автоконцернов. Chery изначально избрала путь собственного развития, сначала тривиальный плагиат, а теперь не без помощи инжиниринговых фирм, ищет свой путь в мировом автопроме. Судя по новой «линейке» можно с уверенностью констатировать, что свое место Chery уже нашла. В Китае Chery – №5, а ее автомобили поставляются в 62 страны. В Малайзии, Иране, Южной Африке, России и Украине открыты сборочные производства. Пока основной продукт Chery для экспорта — это лифтбеки Chery Amulet, QQ, Tiggo.

Но компания развивается настолько динамично, что уже в ближайшие годы модельная линейка полностью сменится. Место Chery QQ займет А1, место Amulet — А5, Tiggo заменит Tiggo5, уже серийно выпускают минивэн V5 и V2, на очереди купе FengYun II и хэтчбек А3.

Однако новые модели Chery («вторая генерация») – дорожают. Сами менеджеры объясняют это другим уровнем качества, новыми двигателями, широкой комплектацией, другими словами – экономику не обманешь. В самом Китае также идет инфляция и рост благосостояния населения, повышаются цены на комплектующие, растет зарплата, накладные расходы. В результате седан Chery A5 в самом Китае уже стоит под $10000 (!). На фоне сверхнизкой цены Chery Amulet, новый прайс уже пугает.

АвтоСфера.Ру

*