В эти октябрьские дни 1836 года известные русские живописцы братья Григорий и Никанор Чернецовы завершили работу над самой большой в мире картиной, изображавшей Волгу. Это было полотно высотой около двух метров и длиной более 700 метров. Братья поставили перед собой цель создать такую картину Волги, которая была бы «интересна для просвещенной любознательности не только теперь, но и впоследствии, когда по неизбежным законам природы и вид, и форма, и население берегов и само течение величайшей реки изменится».

Купив в городе Рыбинске большую лодку и оборудовав ее каютой, Чернецовы погрузили в нее свой нехитрый скарб, а также огромный рулон бумаги и поплыли вниз по течению реки. По мере движения один из братьев рисовал левый берег, другой – правый. В итоге получилась удивительная по своей документальности картина, запечатлевшая красоту Волги и жизнь населения ее берегов.

Параллельно с работой над полотном Григорий вел еще путевой дневник. Жигули произвели на него сильное впечатление. «Край, одаренный природой, плодоносной почвою земли, богатыми рыбными ловлями и примечательный по живописности берегов своих», — так писал Григорий о Самарской Луке.

Свою уникальную картину Чернецовы представили на суд общественности в Петербурге. Поставив вертикально двухметровый рулон, они медленно перематывали его, комментируя зарисовки. Присутствующие были поражены грандиозностью проделанной работы. Через несколько лет с непрочного, начавшего рваться рулона бумаги братья перенесли наиболее живописные виды картины в отдельный альбом и преподнесли его царю Александру Второму. Этот альбом был найден в запасниках Эрмитажа уже в наши дни и издан Академией наук СССР. Чернецовы не ошиблись в своем замысле: их труд имеет не только художественное, но и огромное историческое значение.

*

В эти октябрьские дни 1836 года известные русские живописцы братья Григорий и Никанор Чернецовы завершили работу над самой большой в мире картиной, изображавшей Волгу. Это было полотно высотой около двух метров и длиной более 700 метров. Братья поставили перед собой цель создать такую картину Волги, которая была бы «интересна для просвещенной любознательности не только теперь, но и впоследствии, когда по неизбежным законам природы и вид, и форма, и население берегов и само течение величайшей реки изменится».

(далее…)

*