Рост евро испортит россиянам летний отдых за рубежом
Грядущий летний сезон пока представляется российским туроператорам довольно спокойным: объем рынка должен вырасти примерно на 10-15%. Главной его чертой будет тотальное подорожание. На европейских направлениях рост цен будет связан с укреплением евро, а в долларовой зоне — стремлением не отстать от конкурентов, поднимающих рынок.
Прежде всего, такое колебание валютных курсов может угрожать самому массовому направлению отдыха россиян — Турции. Наши компании уже столкнулись с тем, что местные отели пытаются выставить цены на летний сезон в евро, сообщают «Известия». Правда, в первую очередь, это относится к гостиницам и турфирмам, которые впервые приходят на российский рынок. Многолетние партнеры, по словам Романа Фролова, менеджера по маркетингу компании «Детур», пока присылают предложения исключительно в долларах.
По словам Имрана Назарова, генерального представителя компании «Дип Тур» в СНГ, уже в январе 2004 года вопрос расчетов за гарантированные блоки мест на следующее лето стоял довольно остро, поскольку многие владельцы отелей просто не хотели указывать цены за номера или же хотели говорить только о евро. В результате переговоров вернуть турков в долларовую зону чаще всего удается, но при этом стоимость номера возрастает на 10-15% по сравнению с прошлым годом.
Кроме того, необходимо учесть, что Турция готовится войти в Евросоюз, поэтому уже сейчас пользуется его валютой как основным стандартом цен. С середины прошлого года на евро уже перешли многие местные магазины, рынки, рестораны, парикмахерские.
Болгарии переход на евро стоил очень дорого. Прошлым летом половина гостиниц там составила прайсы в евро. Российские туристы начисто проигнорировали такие отели, предпочитая поселиться в долларовых гостиницах и не иметь дела с чужими деньгами. Этим летом Болгария полностью переходит на евро, и аналитики прогнозируют, что турпоток в страну сократится на 20-25%.
Болгарских и, возможно, турецких гостей вполне сможет оттянуть на себя Испания. Местные компании уже предложили нашим операторам более мягкие условия сотрудничества и готовы предоставить льготы.
Ожидается, что потоки будут расти и по российским программам — приблизительно на 10% и 15% соответственно. «Повышенный спрос всегда влечет за собой увеличение цен. Тем более в условиях, когда качественные объекты размещения можно пересчитать по пальцам. Думаю, турпакеты этим летом окажутся где-то на 20% дороже, чем в прошлом сезоне», — считает Анна Очкова, коммерческий директор компании «Конгресс-тур».
*