Запретный цветок. Наркополицейские объявили войну нарисованной марихуане ("НИ")
С рекламных проспектов компаний сотовой связи, предлагающих супермодные заставки для мобильных телефонов, скоро может исчезнуть изображение листьев конопли. Под запрет уже попали майки с изображением семилистника и песни о «глюках». Так Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ФСН) борется с пропагандой марихуаны. Насколько необходима эта война с символами? Какой эффект может она дать, если в страну сотнями килограммов продолжают идти «тяжелые» наркотики?
Как это ни печально, но в круговороте товарно-рыночных отношений наркотики уже выступают в роли товара и подчиняются всем существующим законам рынка. У «дурмана» есть спрос, есть предложение, дилеры, продавцы, покупатели. По прибыльности и объемам продаж наркотикам может позавидовать любой продукт. Но им, так же, как и обычной зубной пасте, требуется реклама. Прокрутить ролик по ТВ или установить в центре города щит, призывающий «накуриться и забыться», естественно, никто не позволит. По мнению специалистов ФСН, наркоторговцы нашли другой, не менее эффективный способ: воздействовать на массовое, в основном подростковое сознание.
Дефицит из-под прилавка
Майки, зажигалки, съемные панели для мобильных телефонов в последнее время стали аксессуарами определенной молодежной субкультуры. Покрасоваться в футболке с изображением конопляного семилистника или достать из кармана телефон, источающий пусть и синтетический, но запах марихуаны, стало модно. Продавцы ликовали – товар хорошо раскупался подростками. Однако в конце прошлого года Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ начала самую настоящую охоту за такими товарами. По всей стране наркополицейские стали изымать продукцию с изображением марихуаны. Оштрафованным торговцам объясняли, что подобный бизнес есть не что иное, как «распространение незаконной пропаганды наркотиков». Кстати, самая серьезная санкция, предусмотренная Кодексом об административных правонарушениях РФ, – штраф до 400 МРОТ, конфискация рекламной продукции, оборудования – грозит именно за это деяние. Продавцы отреагировали мгновенно. Нелегальным рекламным товаром теперь торгуют из-под полы.
Чтобы совершить «контрольную закупку» мобильного аксессуара, корреспондент «Новых Известий» вдоль и поперек обошла столичный «Горбушкин двор». Панели с ароматной картинкой нигде не было видно. «Флора» на прилавках была представлена только в виде безобидных розочек и ромашек. Спустя час повезло. Безусый тинейджер недовольно ткнул пальцем в представленный ассортимент и попросил «чего-нибудь повеселее». Девушка-продавец, хихикнув, достала панель из «запасников».
«Разве вы не знаете, что продажа такого товара запрещена?» – задала вопрос я.
«А мне что? То, что хорошо покупается, будет продаваться всегда. Главное, чтобы не поймали», – ответила торговка.
«Дурь» по Интернету
Активность ФНС по изъятию из продажи рекламного «цветика-семицветика» вызвала в обществе неоднозначную реакцию и породила армию недовольных. Главные претензии – «с чего вдруг?». Ведь до появления Госнаркоконтроля, несмотря на существование законодательства, запрещающего незаконную пропаганду наркотиков, правонарушителей привлекали к ответственности крайне редко.
На головы потенциальных потребителей ежедневно выливались ушаты пронаркотической информации: как изготовить, где приобрести. До сих пор в газетах, журналах, на телевидении заманчиво описывается состояние наркотического опьянения, даются советы относительно криминальной конспирации – как прятать наркотики, чтобы избежать ответственности. В Интернете действует около 600 пронаркотических сайтов, на страницах некоторых из них висят конкретные предложения по заключению сделок.
«Коммуникационные каналы влияют на формирование массового сознания, на появление субкультуры, – говорит начальник Управления межведомственного взаимодействия в сфере профилактики ФСН Борис Целинский. – Самый простой пример подобного влияния: навязчивая, агрессивная реклама пива привела к тому, что молодежь повсюду ходит с бутылками. То же самое и с наркотиками. Можно сколько угодно изымать партии наркотиков, ловить наркоторговцев. Это все равно что затыкать пальцем маленькую течь, когда рядом хлещет поток. Воздействовать надо и на спрос, и на предложение».
За 7 месяцев, прошедших с начала операции, административные санкции были применены в сорока случаях. Для привлеченных к ответственности сотрудники ФСН стали главными обидчиками. Хотя наркополицейские только фиксируют факт продажи нелегального рекламного товара. Является ли продукция пропагандой наркотиков, устанавливают как штатные, так и привлеченные со стороны эксперты – филологи (надписи, тексты), психологи (изображения), искусствоведы (фильмы, клипы). Решение об изъятии товара и мере административного наказания выносит суд. Правда, в абсолютном большинстве случаев с сотрудниками ФСН суд соглашается.
В «разработке» – Децл
Пропагандировать тяжелые наркотики в открытую практически никто не решается. Да и надо ли, если героин и без того составляет самую весомую часть ввозимых в Россию наркотиков? Рекламу жизни под кайфом обеспечивает растительная «дурь».
Управлениями ФСН по Ульяновской области и Москве были выявлены факты реализации книги, содержащей открытую рекламу применения препаратов конопли. Автор описывал растение как панацею от многих заболеваний, приводил конкретные примеры «чудесного» исцеления. Изъяли весь тираж.
В Ленинградской и Брянской областях за реализацию чешской водки Cannabis (по латыни это – название дикой конопли) к административной ответственности были привлечены две фирмы. На этикетке бутылки значилось, что напиток настоян на конопле и поэтому «здорово дурманит». Экспертиза показала, что никаких одурманивающих веществ в водке нет. Производитель таким образом преследовал коммерческий интерес.
В Ярославле в розничной продаже реализовывался журнал с электронным приложением компьютерной игры. Разработчики экономической стратегии предлагали примерить на себя «нелегкую карьеру наркодилера».
Сейчас в «оборот» попал известный рэппер Децл. В своем клипе на песню Legalise рэп-исполнитель поднимает проблему легализации марихуаны.
Даже ведущие российские компании сотовой связи не гнушаются продавать абонентам через SMS-сообщения электронные заставки на экраны телефонов, недвусмысленно пропагандирующие наркотики. «НИ» отправили запросы по этому поводу в пресс-службы двух крупнейших операторов мобильной связи – ОАО «ВымпелКом» и ОАО «Мобильные ТелеСистемы». Ни ответа, ни привета.
Но начальник Управления межведомственного взаимодействия в сфере профилактики ФСН Борис Целинский рассказал мне, что на днях провел серьезную беседу с одним из руководителей ОАО «Мобильные ТелеСистемы» и направил в компанию разъяснительно-предупреждающее письмо. В МТС твердо обещали снять с продажи запретные картинки.
«Это просто прикольно»
Малоприятный холодок оттого, что подрастающее поколение читает такие книги, слушает такие песни и играет в описанные выше игры, конечно, по спине пробегает. Но существует ли прямая связь между «семилистной» футболкой и первым выкуренным «косяком»? Большинство из опрошенных «НИ» молодых людей, носящих на себе «пропаганду наркотиков», на наркоманов не похожи. Чаще всего единственным объяснением цели покупки было емкое сленговое словечко «прикольно!».
«Приобретение и использование подобного рода товаров – это одна из форм эпатажа, являющегося частью молодежной культуры, – рассказывает старший научный сотрудник Института психологии РАН Ольга Маховская. – Совсем не обязательно, что подросток, надевший майку с надписью, призывающей легализовать марихуану, сам употребляет наркотик. Таким способом он просто пытается привлечь внимание окружающих. Но это не значит, что к проблеме незаконной пропаганды наркотиков стоит относиться как к несущественной. Это дешевая и, самое главное, эффективная реклама, так как молодежная культура – массовое явление. Изымать из продажи такие товары, конечно, необходимо. Соблазн дразнит и манит. Кто-то из детей и подростков может и «заманиться». Но будет плохо, если наркополицейские чересчур увлекутся борьбой с Децлом. Главная их задача – бороться с масштабным распространением наркотиков в России».
…В центре Москвы есть магазин, торгующий одеждой из конопли. На этикетках и некоторых предметах одежды – все тот же семилистник. Но – вполне законный. Изображение растения всего лишь информирует потребителя о том, что оно сделано из конопли. «Мы консультировались с юристами, – рассказал «НИ» директор магазина Дмитрий. – Все в рамках закона. До сих пор никаких проблем с правоохранительными органами у нас не было».
Все хорошо, все чинно и легально. Но на прилавке рядом с сигаретами без табака (начинка – сушеные травы) лежат палочки для окуривания помещений. Название – «Опиум».
Завсегдатаи торговой точки – все те же тинейджеры. Что выберет подросток? Директор магазина разводит руками.
МАК ЕДЕТ ИЗ АФГАНИСТАНА
Основным поставщиком наркотиков на мировой рынок по-прежнему является Афганистан. По прогнозам специалистов США, урожай опиумного мака в этой стране в 2004 году окажется почти на 50% больше, чем в прошлом. Если в 2003-м урожай достиг почти рекордной отметки в 3,6 тыс. т опия-сырца, то теперь он может достичь 5,4 тыс. т. Опиумный мак – основное сырье для производства героина и морфина.
Комментарии
Василий АКСЕНОВ, писатель:
– Я в самой марихуане ничего страшного не вижу, а тем более в рисунке листа конопли на майке. Конечно, не надо легализовать марихуану в качестве альтернативы тяжелым наркотикам или как лекарственное средство. Но и такими драконовскими методами пользоваться не стоит. От этого запретный плод делается только желаннее. Решать, изымать или не изымать подобные товары из продажи, – прерогатива государства. Но, с моей точки зрения, это проявление звериной серьезности по отношению к растению.
Гарик СУКАЧЕВ, музыкант, артист:
– О том, что Госнаркоконтроль объявил войну изображению конопли, слышу впервые. По-моему, подобные действия – бред сивой кобылы.
ГЛАВНЫЙ РОССИЙСКИЙ НАРКОТИК – ГЕРОИН
В конце 2003 года в России было зарегистрировано 487 тыс. потребителей наркотиков, из которых большей части – 343 тыс. – поставлен официальный диагноз «наркомания». 60% потребителей наркотиков – молодежь в возрасте от 18 до 30 лет. По неофициальной статистике, количество употребляющих наркотики приближается к 4 млн. человек. Согласно официальной статистике Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, за прошедшие 10 лет число наркоманов в России увеличилось в 9 раз. В российской официальной статистике не учитывается конкретный вид наркотика, однако считается, что среди наркоманов преобладают люди, употребляющие героин.
АННА ГОРБОВА
«Новые Известия».
13.07.04
вторник
*