На что будет похож отель середины нынешнего века? Будет ли он плавать или летать, заменят ли роботы администраторов и горничных? Масса архитекторов и инженеров предлагает необычные решения. Гостиничный бизнес, впрочем, вещь консервативная. И не спешит брать революционные новшества на вооружение.

Британская компания M3 Architects развивает проект мобильного отеля-стручка или отеля-кокона.

Идея заключается в том, что бы создать легко сборные модульные гостиницы, с почти полностью замкнутой «системой жизнеобеспечения» и автономными источниками энергии.

Их можно было бы быстро устанавливать в любом красивом месте. Каких-либо дорог или иной инфраструктуры в данной местности не потребуется. Туристов же на место отдыха можно переправлять вертолётом.

Воздействие «стручков» на окружающую среду должно быть минимальным.

И в случае, если выбранное место по каким-либо соображениям перестанет приносить доход, отель можно перебазировать, оставив природу нетронутой.

Добавим, почти нетронутой. Если вспомнить, как обычно взаимодействуют с природой толпы отдыхающих.

По словам авторов проекта, такая гостиница полностью выполнима уже сегодня. Вопрос лишь в том, кто первый решится заполучить такой отель и выложит от $72 миллионов до $104 миллионов.

Любопытно, что ещё четыре десятилетия назад очень похожий проект, пусть в гораздо меньшем масштабе, реализовал финский архитектор Матти Сууронен. Но его дома-летающие тарелки ныне сохранились в немногочисленных экземплярах.

Если даже на такой «приземлённый» отель владельцы гостиничного бизнеса смотрят с настороженностью, что уж говорить о более смелых идеях.

Например, международная дизайнерская компания Wimberly, Allison, Tong & Goo (WATG) создала концептуальные проекты космического, воздушного и подводного отеля.

Номера первого из них будут размещены в большом кольце, вращающемся для создания искусственной гравитации. Яркие звёзды на чёрном бархате неба должны заменить постояльцам космической станции набившие оскомину традиционные «виды на море».

Гости воздушного отеля от фирмы WATG будут наслаждаться, соответственно, соседством с птицами. Отель будет держаться в воздухе на огромных гелиевых баллонах.

Он будет двигаться, но, в отличие от самолета, в неторопливом темпе и на низкой высоте, предоставляя туристам череду шикарных видов из окна.

А обитатели подводного отеля будут видеть за окнами номеров лениво фланирующих акул и тропических рыбок. Подводный курорт будет размещён неподалёку от береговой линии и соединён с берегом мостом.

Кстати, идея подводного отеля давняя и весьма привлекательная. Не исключено, что первый такой отель откроется для постояльцев уже в декабре 2006 года.

Речь не о проекте фирмы WATG, а о комплексе Hydropolis архитектора Иоахима Хаузера (Joachim Hauser), который намечено построить в Дубаи.

Ещё компания участвует в работе над отелем-кораблём America World City Ship. Но это почти банально: гигантское круизное судно, которое может долго находиться в автономном плавании, принимает постояльцев с помощью паромов, швартующихся в доке внутри корпуса отеля-гиганта.

Впрочем, куда интереснее, изменится ли кардинально внутреннее «наполнение» отелей будущего. Футуролог Глен Химстра (Glen Hiemstra) полагает, что да, и ключевую роль здесь сыграют робототехника, технология биометрической безопасности (типа сканеров сетчатки) и нанотехнологии.

С первыми двумя пунктами, пожалуй, можно согласиться. Хотя и с оговорками. Автоматизированные комплексы, где компьютеры и роботы заменяют классический обслуживающий персонал, а доступ в номер человек получает «по пальцу» или «по глазу» — действительно представляются захватывающими.

Однако даже сторонники революционных новшеств не всегда считают оправданной совсем уж кардинальную ломку традиций.

Например, Говард Вулф (Howard Wolff; представитель WATG, размахнувшейся, как мы помним, на гостиницы в космосе, облаках и под водой) иронизирует по поводу таких амбиций революционеров от робототехники: «Есть всё же ценность в том, что вас встречает кто-то живой, кто помнит ваше имя, когда вы возвращаетесь в отель».

Третий пункт прогноза Химстра может вызвать лишь усмешку. «Нано» — это сегодня просто модно.

Глен полагает, что уже в 2025 или в 2030 году появятся гостиничные номера, способные течь и трансформироваться на молекулярном уровне, подстраиваясь под желания очередного владельца и выращивая предметы мебелировки.

Думается, такой прогноз излишне оптимистичен. И не только потому, что Химстра явно ошибся с датой, лет на сто.

Представляете, что будет с обитателем наноробототехнической комнаты, наделённой творческим воображением, если она разладится и решит сделать из спящего человека красивый столовый сервиз?

Так что в инертности гостиничного бизнеса, пожалуй, есть своя положительная сторона.

8 июня 2004

membrana

*