Бывший военный Сергей Михайлов, устав от городской суеты, решил переехать в деревню и вложил все накопления в разрушенную прусскую усадьбу в Калининградской области. Теперь она превратилась в гостевой дом — “Клуб-усадьба Клюкен”, принимающий 10-15 взрослых туристов или около 30 детей. В высокий сезон владельцы таких постоялых дворов зарабатывают от 3000 до 10 000 евро в месяц.

Сельский туризм, или агротуризм, в России пока большая экзотика. Однако так сложилось, что в Калининградской области за 3,5 года появилось более 60 деревенских “гостевых домов”. Председатель комитета по туризму администрации Калининградской области Вера Зимоглядова объясняет этот феномен близостью стран Евросоюза. Дело в том, что в 90-х бывшие немецкие земли стали местом паломничества для немцев, ищущих ностальгических впечатлений. В ответ на спрос родилось и предложение. Теперь некоторые сельские гостевые дома носят немецкие названия, к примеру “Форстхаус” (в переводе с немецкого — “дом лесника”). Правда, сейчас среди клиентов стало больше россиян.

Зарабатывают владельцы таких усадеб тем, что принимают туристов, в основном горожан, которые стремятся окунуться в патриархальный уклад жизни. Кроме места для ночлега клиентам предлагается множество деревенских развлечений — уход за животными и конные прогулки, изучение технологий выращивания садовых и овощных культур, уроки народных ремесел, приготовления деревенской еды по старинным рецептам.

Вообще, агротуризм зародился во Франции в 50-х гг. и был частью государственной политики, стремившейся остановить отток сельских жителей в города. Здесь забили тревогу потому, что резко сократилось производство вина и сыра — того, чем французы гордились много веков. За счет государственных средств было восстановлено 50 заброшенных усадеб, при которых имелись фермы, сыроварни и винодельческие хозяйства. Хозяев для них подобрали из числа молодых семейных пар. Позже выяснилось, что, если превратить эти усадьбы в объекты агротуризма, они становятся прибыльным бизнесом. Этот вид отдыха стал очень популярен в Европе, в одной только Франции сейчас около 45 000 сельских усадеб.

Ностальгия по сеновалу

У каждой усадьбы в Калининградской области — своя специализация. Владелица “Дачи художника” в поселке Янтарный Маргарита Ендржиевская рассказала, что при ее усадьбе есть картинная галерея. Здесь для всех желающих организуются уроки обработки янтаря: его можно найти поблизости, море расположено в 150 м от дома. Одно занятие, на котором из бесформенного камня клиент может сделать брошь, кулон или другой красивый сувенир, стоит $5. “Мой сын — художник, — говорит Ендржиевская, — проводит для клиентов уроки живописи”.

В усадьбу Клюкен родители любят отправлять детей: кроме прочей деревенской работы девочек здесь обучают готовить, а мальчиков — ухаживать за животными. Проводятся и уроки по плетению из лозы, росписи по дереву. Учат делать дымковскую игрушку и плести гобелены. В перерывах между крестьянскими делами проводятся занятия по иностранным языкам, для этого специально нанимают студентов из европейских стран. Недельное пребывание ребенка в усадьбе обходится в 140 евро. По словам Михайлова, в ближайшее время в Клюкен приедет группа из 32 детей, которую к нему направила местная турфирма. Поскольку Михайлов смог наладить стабильный поток отдыхающих, инвестиции в усадьбу окупились примерно через два года, утверждает Вера Зимоглядова. В среднем же такой бизнес, по ее оценкам, окупается спустя пять лет.

В одном из крестьянских хозяйств в Нестеровском районе выращивают редкие овощные культуры, например огромные тыквы, говорит Вера Зимоглядова. В усадьбе Пинекер предпочитают останавливаться малобюджетные туристы и любители ночевок под открытым небом, студенты и велосипедисты: здесь есть сеновал, организованный по всем правилам. На выращивании норок, страусов и оленей специализируется фермер из другой усадьбы в Багратионовском районе. В усадьбе “Мир флоры” клиентов обучают выращиванию ягод и цветов.

Трудно ли быть владельцем усадьбы

Если предприниматель хочет основать постоялый двор в старой усадьбе, одна из основных проблем — найти деньги и силы на ее восстановление. Усадьбу Клюкен, построенную еще в XVIII в., Сергей Михайлов приобрел 10 лет назад за $13 000. Она расположена в деревушке Клюквенное вблизи Балтийского моря. “Усадьба была в таком разрушенном состоянии, что мы ее восстанавливали в течение пяти лет”, — вспоминает предприниматель. Ему вдвоем с наемным работником пришлось практически все делать своими руками. Михайлов очень хотел оборудовать в доме настоящую русскую печь. “Сейчас многие умеют закладывать камины, а вот печника, окончившего печное училище еще 50 лет назад, я нашел с трудом”, — замечает он. Сейчас в этой печи готовят традиционные блюда русской, немецкой и литовской кухни, в том числе сыр из молока коз, живущих здесь же на скотном дворе.

Сельские постоялые дворы, рассчитанные на 6-10 постояльцев, — это, как правило, семейный бизнес. Усадьбой обычно владеет семья из двух-четырех человек — часто они сами справляются со всей работой: содержат дом, ферму, земельные угодья, обслуживают гостей. “Моя жена Галина, педагог по профессии, готовит всю еду для гостей, на ней и уборка дома”, — говорит Михайлов. Активно вовлечены в усадебные дела и дети Михайловых — 24-летняя Светлана и 18-летний Андрей, который, кстати, учится на менеджера по туризму.

Хотя у многих владельцев усадеб дела идут неплохо, туроператоры скептически относятся к перспективам развития этого вида туризма в России. Гендиректор калининградской туристической фирмы “Анюта” Александр Шамшиев говорит, что сейчас агротуры занимают менее 1% рынка. По его мнению, это не массовый вид отдыха. В лучше случае усадьбы бывают заполнены на 50%. Кроме того, развитию сельского туризма мешает неухоженность российских поселков и деревень, вблизи которых располагаются такие усадьбы, добавляет Шамшиев. Плохие подъездные пути, неухоженность местности снижают привлекательность постоялого двора для туристов, ведь они хотят отдыхать в живописных местах. Это стоит учитывать тем, кто собирается начинать этот бизнес и выбирает место для усадьбы.

Елена Салтановская, хозяйка “Форстхауса-3” в Полесском районе Калининградской области, говорит, что их усадьба привлекает туристов отдаленностью от городов и поселков. “Расположена она на опушке леса, — объясняет Салтановская, — у нас одновременно могут останавливаться три семейные пары”. По ее словам, прибыль от такого бизнеса совсем небольшая — $300-400 в месяц.

В московской туристической компании “Четвертая власть” в течение двух лет пытались развить направление сельского туризма, но в этом году его закрыли. Очень много желающих отдохнуть в деревне, но организовывать такие туры довольно сложно, ведь в Московской области нет постоялых дворов, которые специализируются на агротуризме, сетует заместитель гендиректора компании “Четвертая власть” Елена Потапова.

Елена Горелова

Ведомости 07.06.2004, №96 (1136)

Ведомости

*