31 декабря 1773 года Карл Муфель, командир 24-й легкой полевой команды, брошенной на подавление восстания Пугачева, рапортовал из Самары генерал-аншефу А.И.Бибикову о взятии города правительственными войсками. При этом майор Муфель доносил, что «все в Самаре жители более оказывают войскам суровости, нежели ласки». Взятие Самары стало первым крупным успехом правительственных войск и было поставлено императрицей Екатериной II в пример другим командирам.

Всех жителей города, причастных к пугачевскому движению, по приказу Муфеля, было велено «для страху жестоко наказать плетьми при собрании народа, приговаривая, что они против злодеев должны пребыть в твердости и живота своего как верные подданные щадить не долженствуют«. Суровый приговор был вынесен также сызранскому купцу Семену Володимирцеву, который участвовал в сражении за Самару на стороне Пугачева 29 декабря, но попал в плен. Его наказали 50 ударами кнута, заклеймил буквами Б (бунтовщик) и И (изменник) и выслали на вечные каторжные работы.

Генерал-аншеф А.И.Бибиков, руководивший подавлением пугачевского бунта в Самаре, направил письмо архиепископу Казанскому с предписанием сменить и наказать церковнослужителей Самары, перешедших на сторону восставших (пугачевцев). Таковых набралось 9 человек, всех их после прибытия замены отправили в Казань. Прибывший из Симбирска подполковник Гринев разбирался, кто из жителей города наиболее виновен в поддержке мятежников. Всех бунтовщиков также отправляли в Казань, а прочих приводили к присяге и подписи, что они будут верными Императрице и не станут иметь тайных связей с изменниками и разбойниками. Взятие Самары и суровое наказание бунтовщиков полностью подчинило этот город правительству.

Самара today

*