Пришёл ноябрь. Когда-то его первая декада олицетворяла рождение нашего государства. Два дня – 7 и 8 мы считали праздником. Нашему первому всенародно избранному он колол глаза, он трансформировал даты. В исторических архивах отыскал, что есть нечто подобное. И определил: праздники 7-8 ноября отменить, назначить новый – День единства и согласия. Дата известна.

Очень многие россияне, особенно старшего поколения, полагаю, до сих пор не могут взять в толк: радоваться этому дню или печалится. Ностальгия жива и, пожалуй, будет жить ещё долго. Люди хорошо помнят, как само начало ноября вселяло в их души радость и веселье. Тем более, что эти духовные субстанции подкреплялись материально.

В ожидании праздничных дат преобразовывалась вся страна. Вводились в эксплуатацию новые производственные мощности. Десятки тысяч людей вселялись в новые квартиры, за которые государство не взимало ни копейки. Трудовые коллективы рапортовали о досрочном выполнении производственных заданий.

Сейчас те достижения нам стараются представить как идеологическую помпезность. Ею, говорят современные аналитики, прикрывались явные провалы в экономике, во внутренней, а то и во внешней политике. Что, в общем, не только не способствовало продвижению вперёд, но и отбрасывало страну назад. И здесь многое правда.

Возьмём ту же производительность общественного труда. Мы как отставали по ней от передовых стран, так отстаём и поныне. Тем не менее, обласканный лозунгами о будущем благоденствии всех и вся народ жил весело. Не ездил на Мальдивы и Канары, не купался в Средиземном и Красном морях, но не ныл, не стонал, не плакал. Ждал, что в канун этой даты миллионам тружеников будут вручены государственные награды, денежные премии, и т.д. За доблестный труд! Как было принято тогда говорить. И в этой связи радость была не поддельная.

Праздничные демонстрации. На них народ ходил не из-под палки, как сейчас твердят состоящие на службе у буржуазии «шелкоперы». Конечно, были и такие, кого на прохождение торжественным маршем мимо сверкающих кумачом трибун и калачом не заманишь.

Иллюстрация с сайта СТИХИ.ru

У народа отняли многое. Взамен посулили свободу. На деле она кому-то обернулась вседозволенностью. В стране расцвели бандитизм, рекэт, коррупция. В лексикон вошли неведомые дотоле словечки: килер; рекэтир; бабло, наркоман. Окна квартир укрылись стальными решётками, двери стали пуленепробиваемыми. Из общественного сознания выветрился дух коллективизма. Главенствующим лозунгом стал: «Каждый за себя!» Пошатнулась цементируемая веками культура, стало давать сбои некогда лучшее в мире образование. С лиц простых тружеников, которых стали считать за людей второго сорта, исчезли улыбки. Уличный смех теперь редкость. Услышать же его можно лишь в ночных молодёжных клубах, где коромыслом стоит табачный дым, перемешанный с парами алкоголя. Над подрастающим поколением повисло облако героинового и кокаинового туманов. И всё это – на фоне единства и согласия…

С кем нам приказано объединяться и соглашаться? С теми, у кого денежное довольствие в десятки, сотни, а то и тысячи раз превышает нижний уровень зарплат и пенсий? Или с «ворами в законе», физиономии которых мы видим на экранах ТВ, обложках глянцевых журналов, на первых страницах продажных газет?

А потом, какие могут быть единство и согласие, когда даже на политическом олимпе идёт межпартийная драчка? Одна партия объявляет себя ведущей, другая быть ведомой не собирается, третья притулилась между ними…Нашему народу трудно разобраться в этой ситуации. Именно поэтому он почти не верит никаким выборам, разве что главы государства…

Не знаю, как мы переживём результаты небывалой засухи. Правительство обещает, что переживём. А что будет весной, когда сегодня засеянные озимыми культурами поля так и не зазеленели? И уцелеет ли стадное поголовье, продовольственные запасы для которого оставляют желать лучшего?

Однако не хлебом единым жив человек. Веселиться можно и на пустой желудок. Только будет ли веселье в этот праздник? Назовите хоть одно производственное объединение, где бы люди горели желанием торжественно отметить День единства и согласия. Укажите пальцем на Дом культуры или заводской клуб, где бы в эти, фактически предпраздничные дни репетировали праздничные концертные программы коллективы художественной самодеятельности.

Трудно ответить что-либо разумное. Тогда дождёмся утра 4 ноября и глянем, чем будут заполнены улицы. Мы услышим задорную музыку, народные песни, звук гармоней, баянов и аккордеонов? Увидим, как будут отбивать подошвы плясуны-танцоры? Скорее всего, будет тишина…

Что же произошло? Ну, ладно, сменилась общественно-политическая формация. А духовность-то тут, казалось бы, причём?

Общественное бытие определяет общественное сознание, читали мы у классиков марксизма-ленинизма. Бал в стране стал править рынок. Он-то и расставил всё по своим местам? Наверное, так. Заменил духовность хрустящими купюрами. Нас стараются заинтересовать курсами валют на нью-йоркской бирже, учат вкладывать акции в доходные предприятия.

Смешно и горько. Двадцать пять миллионов россиян, как утверждает официальная статистика, живут у черты или за чертой бедности. И они … безмолвствуют. А те, кто нажился на «прихватизации», жируют и шикуют, ездят по Куршевелям, прожигают миллионы и миллиарды рублей. А что их не прожигать, ежели они не трудовые?

Многим из нас остаётся молча вытереть слезы по разрушенному вчера до последнего камня заводу, который кормил десятки тысяч семей. Тайком, но навзрыд, заплакать, что на месте этого некогда промышленного гиганта вырос слепленный из стекла и стали торгово-развлекательный центр. Куда всеми и вся завлекается молодёжь, которая с раннего вечера и до раннего утра предаётся душераздирающим тра-та-та и бом-бом-бом.

Вот что дали нам привнесённые извне демократия, свобода, рынок и даже права человека. И принять всё это вместе взятое мы должны под знаменем единства и согласия…

Виктор САДОВСКИЙ

Заслуженный работник культуры Российской Федерации

Самара today

*