В Самаре пройдет необычная выставка FQ-TEST (тест коэффициента свободы)
«GMG» галерея (Москва) и галерея «Виктория» (Самара) представляют групповую выставку: FQ-TEST. Тест уровня свободы в европейской, американской и российской художественной среде позволит зрителю понять возможности восходящих современных художников и настоящий уровень их творческой ответственности.
Художники: Ладо Дарахвелидзе, Антон Гинзбург, Алина Гуткина, Викенти Комитски, Яков Каждан, Ксения Перетрухина, Лизи Раскин, Нежа Томсич и Мартин Брицелж, Арсений Жиляев.
Куратор — Андрей Паршиков
17 ноября — 30 апреля, 2010
«Кому нужен мировой взгляд?» Эта конференция вызвала большой ажиотаж на 11 Стамбульской биеннале современного искусства. Почти никто из Москвы не приехал, хотя ссылки на эти репортажи можно увидеть во многих московских блогах. Огромное мировое признание социально-ангажированного, критического искусства затрагивает нашу столицу исключительно по касательной, пафосные привозы звезд мировой арт-сцены в этой области, вроде французского коллектива Клэр Фонтэн, поднимают огромную волну интереса, который дальше ничем не поддерживается. Поэтому, создавая принципиально новый формат выставочной политики галереи, обозначая ее на карте Москвы и мира, GMG ориентируется именно на молодое, прогрессивное искусство. Максимально важным становится художественное высказывание участников галерейных проектов. Именно на его основе выстраивается публичная идентичность галереи. Это высказывание должно, прежде всего, вскрывать проблемную, критическую сторону современности. Естественно, сделать такое высказывание «на заказ» представляется маловероятным, предыдущее творчество или возможный потенциал художника должен говорить о наличии прогрессивного взгляда, чем и будет обусловлен выбор участников.
Идея проекта FQ-Test (тест коэффициента свободы) отсылает к философским текстам Фуко и Гваттари, но лишь отчасти. Коэффициент свободы – это расчет возможного уровня свободы в современных обществах. Этот расчет используется властью для того, чтобы определить необходимый уровень контроля внутри каждой конкретной группы. В этой выставке это словосочетание приобретает иной оттенок. Соединяя в одной выставке молодых прогрессивных художников из России, США, Восточной Европы и Грузии (стран СНГ), мы показываем различия и сходства этого коэффициента в творчестве по всему миру, в общем культурном пространстве. Таким образом, удается продемонстрировать универсальность художественного языка выбранных русских художников и, соответственно, универсальность и интернациональность новой художественной политики галереи.
В названии проекта уже дана крайне важная философская отсылка для экспертного сообщества, которая подтверждается критическим высказыванием в работах художников, в частности, уже снискавших немалую долю мировой славы, но при этом достаточно молодых и пока еще способных на работу в новых контекстах. Многие художники из этого проекта участвовали в самых актуальных биеннале по всему миру, от Стамбула до Гаваны. Некоторые из них имеют за плечами большие музейные выставки. Авторы этого проекта работают в совершенно разных медиа: объекты, фильмы, коллажи, живопись, даже перформанс. Пестрая и динамичная картина современности – одна из основных задач этого проекта.
Девять участников выставки будут рассчитывать коэффициенты свободы исходя из своих внутренних потребностей. Ксения Перетрухина покажет фильм Not to Be Barby на тему зависимости современной женщины от медийного образа идеального тела, Викентий Комитски приблизит друг к другу континенты и геополитические границы в коллаже Together Again (именно за эту работу он был награжден национальной премией в области современного искусства Болгарии Baza). Погружаясь в проблематику субкультур сегодня, Алина Гуткина в работе Ленинградский проспект, 78, корпус 4, квартира 63 восстановит стену, своеобразный знак «другого», расписанную андеграундными графитчиками, которая находилась в ее собственной квартире и была одним из поводов к выселению и пристальному наблюдению органами правопорядка. Арсений Жиляев рассмотрит проблему борьбы за свои права в историческом контексте в инсталляции Четвертый сон Веры, где покажет исследовательские материалы становления утопических идей женщин XIX века и бытование их коллег сегодня. Ладо Дарахвелидзе продолжает проект, показанный в этом году на биеннале в Стамбуле. Его живописная серия New State Symbol: Star исследует стирание и переписывание государственной истории, параноидальный запрос официальной власти на создание принципиально новой независимой государственной идентичности. Американская художница Лизи Раскин на протяжении всего своего творчества учит нас, перефразируя Кубрика, перестать бояться и осмыслить возможность любви к атомной бомбе. Яков Каждан в новом проекте I wash my hands рассматривает проявление чувства вины и отказа от социальной ответственности в повседневных бытовых ритуалах. Художник Антон Гинзбург, используя символы оккультных средневековых практик, переработанных поп-культурой, поднимает вопросы о реальном месте истории на корабле современного общества, узурпированного рыночными отношениями. Словенцы Нежа Томсич и Мартин Брицелж, продолжая свои исследования западного социокультурного пространства с позиции восточноевропейских художников, в работе Sang Noir: Инструменты для гражданского неповиновения разрабатывают ироничный модный брэнд одежды специально для активистов, учитывая все особенности подобной деятельности и последние тенденции в области дизайна одежды. На основе этого среза художники из пяти разных стран мира создадут общее критическое культурное пространство, предъявив результаты каждого проведенного ими личного исследования. Тест уровня свободы в европейской, американской и российской художественной среде позволит зрителю понять возможности восходящих современных художников и настоящий уровень их творческой ответственности.
Концепция выставки также предполагает довольно амбициозную заявку на новый уровень свободы в установившемся московском коммерческом и коллекционерском круге. Галерея делает шаг навстречу новым мировым тенденциям в современном искусстве, активно завоевавшим позиции в последнем десятилетии.
*