В начале октября замечательному актеру Валерию Носику исполнилось бы 70 лет. 20 лет автор данной статьи был другом артиста. Об отце рассказывает его сын, артист театра и кино Александр Носик. Валерий Носик был безмерно предан актерскому ремеслу. Заснув однажды с текстом будущей роли в руках, уже не проснулся. Ему было всего 55 лет.

О нем пишут мало, сведения о его личной жизни невероятно скудны. Был дважды женат. Первой его женой была Лия Ахеджакова. Даже о том, что известный сегодня актер театра и кино Александр Носик — его сын от второго брака, знают далеко не все. Валерий Носик был безмерно предан актерскому ремеслу. Заснув однажды с текстом будущей роли в руках, уже не проснулся. Ему было всего 55 лет.

Валерий Бенедиктович родился в Москве. В 1963 году он окончил ВГИК, где занимался в мастерской Михаила Рома. В 1961-1964 годах Валерий Носик играл в Московском ТЮЗе, был одним из создателей и актеров Экспериментального театра-студии пантомимы «Эктемим» под руководством А. Румнева. В 1965-1972 годах актер работал в московском театре имени А. С. Пушкина, а с 1972 года играл на сцене прославленного Малого театра, где мастерски создавал сложные драматические роли. В кино Валерий Носик впервые снялся в 1958 году, сыграв роль Носа в фильме «Стучись в любую дверь». Зрителям артист больше запомнился по комедийным ролям: «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Большая перемена», «Царевич Проша», «Американский дедушка». Хотя сам артист больше ценил свои драматические работы – в фильмах «Сапоги всмятку», «Горизонт», «Освобождение», «Шура и просвирняк». В фильм «На углу у Патриарших» Носик снимался в последний раз, даже в фильме его роль пришлось озвучивать другому актеру. Всего же на его актерском счету около ста тридцати больших и малых ролей в кино. Он много играл в спектаклях Малом театре: «Лес», «Конек горбунок», «Мезозойская история», «Беседы при ясной луне» и ряде других спектаклей.

— Он стал известным сразу, говорит Александр Носик. — Отец не играл ни героев-любовников, ни передовиков производства, но и никогда не оставался в тени. Суетится нерадивый студентик из «Операции Ы…», встает к импровизированным воротам простоватый Фукин — «Большая перемена», обманывает «рыбнадзор» браконьер Гриша — «Ты – мне, я – тебе», суетится волшебник ОХ — «Царевич Проша». Да и имена героев были подстать фамилии. Хотя фамилия моего деда была Носек, но опечатались в паспорте, а выяснять он, от греха подальше, не пошел. Отец не очень-то любил своих чудаковатых героев, ему были ближе роли в менее известных картинах «Сапоги всмятку», «Горизонт», «Освобождение», где он создал образы сложные, драматические.

Такими работами Носика старшего радовал Малый театр, которому он отдал четверть века. Он хотел успеть все, за всех переживал, всем старался помочь. Готовил новую концертную программу для себя и брата Владимира моего дяди, который по сей день играет в Малом театре. Но не рассчитал свое здоровье, — с грустью говорит сын.

Батя любил командировки

— Отец был очень импульсивным, — продолжает начатый разговор Носик младший. – Помню, однажды мы с сестрой Катей ссорились, крича на всю квартиру, из соседней комнаты вбежал отец с ремнем и всыпал обоим. Но так, чтобы никому из нас не было больно… Отец целиком отдавался работе. Он рассказывал, что, когда только начинал пробиваться к зрителям, у него не хватало времени на нормальный сон – он засыпал на эскалаторе в метро. Он постоянно был в разъездах, объездил со своими сольными программами весь свет. А когда появлялся дома, это было целое событие. Он всегда нам что-то привозил с очередной поездки. Но он снова собирался и уезжал в следующий город, часто бывал за границей. Каждый раз спрашивал: «Ну что, Санька, тебе привезти?» И когда я выходил во двор в новых крутых кроссовках и джинсах, все знали: мой батя вернулся из командировки.

Семейное счастье отца и матери, кстати, то же актрисы Малого театра Марии Стерниковой длилось не вечно. Их союз распался в 1980 году, когда отец переехал к своей матери в дом напротив Ваганьковского кладбища. Мне было 9 лет. Я очень болезненно перенес расставание родителей. Нам с сестрой объяснили, что так нужно. Первое время у отца и мамы были проблемы с общением. Оно и понятно: если бы все было в их семейной жизни гладко, они бы не расстались. Мама познакомилась с Лешей Кудиновичем, актером Малого театра. Постепенно их отношения наладились, и они очень сблизились. Мама с папой созванивались, и папа часто бывал у нас в гостях. Отец подружился с моим отчимом, актером Кудиновичем. Они вдвоем приезжали ко мне в воинскую часть в Белгород, где я проходил воинскую службу. Отец многому научил меня в жизни. Собственно он и приложил много усилий в мое профессиональное будущее. Он подбил меня пойти в театральный, причем даже не настаивал. Просто предложил: «Ты хотя бы попробуй пройти туры». Так в 1992 году я поступил в театральное училище им. Щукина.

Перед самой смертью готовился к спектаклю

— Отец был отзывчивый, невероятно, — вспоминает Александр Носик. — Заходя в подъезд, непременно здоровался с каждым, кто сидел на лавочке. Однажды он возвращался после спектакля и увидел старушку, которая сидела прямо на асфальте. Забыла, где живет. Отец пригласил ее домой. Говорит маме: «Накорми и уложи спать». Александра Ивановна, моя бабушка, опешила: «Валера, мы ведь даже не знаем, как ее зовут». А он: «Мама, а если бы с тобой случилось то же самое?»

После смерти бабушки, папе было безумно тяжело, но тогда ему помогли работа и вера в Бога. Нас с отцом крестили в один день, я был еще младенцем. Договорились с бабушкой и в Подмосковье тайком совершили таинство крещения. Но истинным верующим отец стал именно в последние годы своей жизни. Он жил рядом с Ваганьково – ходил в церковь молиться, ставил свечки за здравие и за упокой.

В последние годы отец жил один, на праздники выбирался к брату, Владимиру Носику. Так было и на Новый 1995 год. А 4 января дяде позвонили из Малого театра, сказали, что отец не пришел на репетицию, тот бросился звонить соседям.

«После звонка Володи я пошла посмотреть, что с Валерой», — рассказывала мне папина соседка Анна Федоровна Агишева. — Второй ключ от его квартиры всегда был у неё. Но внутрь попасть она не смогла – на дверь была накинута цепочка. Тогда-то она и поняла, что что-то случилось. Возле дома как раз стояла пожарная машина, по выдвижной лестнице пожарные добрались до окна, увидели, что на кровати лежит мужчина. Уже потом рядом с отцом нашли исписанные листы бумаги с текстом, по которым он готовился к спектаклю.

Шумихи вокруг смерти не поднимали, средства массовой информации промолчали о смерти народного артиста России Валерия Носика. Многочисленные поклонники и знакомые отца еще долго продолжали звонить ему, будучи уверенными, что он жив…

Александр ТОМАС

Фото предоставлено автором

Самара today

*