Сегодня в Страсбургский суд обратился бывший майор милиции Тольятти Алексей Мумолин
Преследуемый за публичные выступления последователь Дымовского обратился в Страсбург.
Еще не принятый в России законопроект «О полиции», разработанный МВД по указанию Дмитрия Медведева, станет предметом рассмотрения в Европейском суде по правам человека. Сегодня в Страсбургский суд обратился бывший майор милиции Тольятти Алексей Мумолин. Он заявил, что Россия нарушила его право на свободу выражения мнения (статья 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод). Интересы уволенного после видеообращения к министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву старшего участкового уполномоченного милиции Автозаводского УВД города представляет Межрегиональная правозащитная Ассоциация «АГОРА».
В жалобе в Европейский суд бывший майор милиции Алексей Мумолин сообщает, что наложение на него неоднократных дисциплинарных взысканий и увольнение из органов внутренних дел в связи с его публичными выступлениями не совместимы с принципами, закрепленными в 10 статье Конвенции. Он утверждает, что милиционеры, как и другие люди, находятся под защитой этой статьи, а «вмешательство в его право на свободу выражения мнения не преследовало законную цель и, наконец, не являлось необходимым в демократическом обществе».
Алексей Мумолин заявляет, что вопрос эффективной деятельности ОВД и участковых уполномоченных милиции имеет большое общественное значение в России, где граждане мало доверяют сотрудникам внутренних дел. «Качество и эффективность работы милиции, ее внутреннее устройство, социальное и материальное положение сотрудников, уровень и общественная опасность милицейского произвола являются важными вопросами, представляющими острейший публичный интерес. Я решил обнародовать проблемные стороны деятельности органов внутренних дел, поскольку считаю, что привлечение общественного внимания к проблеме будет служить интересам не только сотрудников милиции, но, что намного важнее, интересам граждан России», — подчеркивает экс-милиционер.
При этом он отмечает, что задача сотрудника «в первую очередь, заключается не в лояльном отношении к руководству, а в непосредственной работе с населением на закрепленных за сотрудниками милиции территориях, которое и должно давать оценку их деятельности». В приложениях к жалобе собраны десятки писем в поддержку Мумолина со стороны жильцов домов, ТОС, ТСЖ, а также коллег-милиционеров.
Мумолин пишет в жалобе, что взыскания и увольнение за видеообращение, интервью газете и одиночный пикет с критикой положения милиции «представляет собой несоразмерное вмешательство в его право на свободу выражения мнений».
Отдельный блок в обращении экс-милиционера посвящен законопроекту «О полиции». В нем будущим полицейским прямо запрещено допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов и их руководителей, а также решений федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, если это не входит в его служебные обязанности (пункт 11, части 1, статьи 30 законопроекта «О полиции»).
Обращаясь сегодня в Страсбург, Алексей Мумолин ожидает от Европейского суда по правам человека признания нарушения в отношении него статьи о свободе выражения мнения, а также права на эффективное средство правовой защиты, поскольку суды в Тольятти и Самаре предпочли не вникать в суть дела.
Бывший майор милиции Алексей Мумолин стал известным после видеообращения «Участковый Мумолин Алексей — по следам Дымовского» к министру внутренних дел России Рашиду Нургалиеву 17 ноября прошлого года. Старший участковый уполномоченный милиции Автозаводского УВД Тольятти подробно рассказал о недостатках в организации работы городского УВД: большой нагрузке на участковых, привлечении сотрудников на другие мероприятия по охране общественного порядка, процветании «палочной» системы, при которой перед руководством необходимо было отчитываться по раскрытым преступлениям и правонарушениям, если таковых и не было.
По результатам служебной проверки, инициированной в связи с видеообращением, майору Мумолину объявили строгий выговор, а в конце года ему было объявлено о неполном служебном соответствии и лишили единовременного денежного вознаграждения по итогам 2009 года. 30 марта майора уволили из органов внутренних дел за совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции, а именно за неоднократное нарушение требований, установленных ст. 20.1 Федерального закона «О милиции» в части запрета на публичные суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении решений руководителей УВД по Автозаводскому району Тольятти.
14 мая 2010 года Автозаводской районный суд Тольятти признал декабрьский приказ о наложении на Мумолина дисциплинарного взыскания законным и обоснованным. В июле Самарский областной суд кассационную жалобу на это решение оставил без удовлетворения. Аналогичная ситуация сложилась с обжалованием в судах Самарской области решений о выговоре и увольнении, которые также были признаны обоснованными. Добиться справедливого разбирательства в России Алексей Мумолин не смог.
Как утверждает Мумолин, он хотел обратить внимание министра внутренних дел России Рашида Нургалиева на проблемы, которые существуют в УВД Тольятти, показать, что решить их может только коренное реформирование системы МВД в целом. «Я, будучи сотрудником милиции, зная проблему изнутри, не мог более молчать и терпеть указанные в видеообращении условия работы в райотделе внутренних дел», — говорит Мумолин.
Отдел информации Межрегиональной правозащитной Ассоциации «АГОРА»
*