При этом космические аппараты играют роль узлов коммутации и маршрутизации пакетов. Доступ абонентов в Космический интернет происходит как с земной поверхности, так и с воздушных, морских, космических объектов. Проект разрабатывается уже около года компанией Роскосмоса «Спутниковая система «Гонец». Что удалось сделать за это время? В чем суть открытия?

Об этом журнал «Российский космос» попросил рассказать президента — генерального конструктора фирмы Александра Игоревича Галькевича.

Александр Игоревич, что такое этот самый Космонет, который, похоже, получает постоянную прописку в российских СМИ?

— Прежде всего хотелось бы отметить важное для нас обстоятельство: на наш проект обратили внимание не только журналисты. Совсем недавно по инициативе Министерства связи была проведена государственная экспертиза проекта, которая показала актуальность и государственную значимость проекта, а также перспективность продолжения работ над новым каналом передачи данных с обязательной апробацией его работы в космосе.

Теперь что такое, собственно, Космонет… Отвечу языком документа: это многофункциональная система персональной спутниковой связи, предназначенная для глобального обмена конфиденциальной документированной цифровой информацией между абонентами.

Чем обусловлена актуальность проекта? На первом месте — возрастающие потребности государства и крупных корпораций в информационных услугах, оказываемых в глобальном масштабе.

Особенное место здесь занимают космические информационные услуги, объем которых на мировом рынке оценивается в сотни миллиардов долларов. Тем не менее отечественная промышленность все больше зависит от западных поставщиков телекоммуникационного оборудования как в части наземных средств, так и бортовых систем для полезных нагрузок спутников связи. Для первой космической нации это неприемлемо.

Так что мы у себя в «Гонце» считаем Космонет этаким системообразующим проектом, который вполне может по­служить основой для инновационного прорыва в области телекоммуникаций, а также других отраслей.

Теперь — о деле. Точнее, о его технической составляющей. Прежде всего следует признать, что традиционные средства передачи информации сегодня не соответствуют потребностям государства, а запросы общества в этой области растут в геометрической прогрессии. Что мы имеем? Радиоканалы? Они серьезно ограничивают возможности космических систем по ряду показателей. Оптиковолокно? Полоса, конечно, достаточно мощная, возможностей побольше. Но, согласитесь, кабель с оптикой далеко не потащишь. Обжитые регионы — еще куда ни шло. А Заполярье? А Крайний Север? А сибирские глухие просторы?

Одним словом, необходимо что-то новое. Необходим широкий шаг к новым схемам, принципам и так далее. И, похоже, это новое рождается в наших КБ.

Причем я особо хочу подчеркнуть, что речь в нашей ситуации идет не о модернизации имеющихся систем. Речь идет о создании принципиально новых технологий и технике.

Подробнее:

Общественно-политический и научно-популярный журнал «Российский космос» № 08, 2010

Цитируется с сайта «Телестудия Роскосмоса»

Самара today

***