Отвечая на вопрос Исследовательского центра: «Довольны ли Вы образованием, полученным в вузе?», — более трети сообщили, что их полностью устраивает полученное высшее образование. «Качество образования зависит в большей степени не от вуза, а от самого студента. Так что нечего сваливать плоды своей безответственности в период учёбы в вузе на преподавателей и вуз в целом!» — комментируют россияне.

Исследовательский центр портала SuperJob.ru

Большинство молодых россиян довольны образованием, полученным в вузе, причём в регионах удовлетворённость выпускников полученными знаниями выше, чем в двух столицах. Таковы результаты опроса, проведённого Исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob.ru (http://www.superjob.ru), в котором приняли участие 13000 выпускников российских вузов в возрасте до 30 лет.

Отвечая на вопрос Исследовательского центра: «Довольны ли Вы образованием, полученным в вузе?», — более трети респондентов (34%) сообщили, что их полностью устраивает полученное высшее образование. «Качество образования зависит в большей степени не от вуза, а от самого студента. Так что нечего сваливать плоды своей безответственности в период учёбы в вузе на преподавателей и вуз в целом!» — комментируют россияне. Тех, кто однозначно доволен качеством обучения, больше среди мужчин (37% против 32% среди женщин). Чаще остальных хвалят свои университеты молодые россияне с доходом выше 45000 руб. в месяц (41%): «Я доволен тем, что получил специальность, которая мне по душе». Любопытно, что удовлетворённость полученными знаниями выше у выпускников региональных вузов. Так, чаще остальных однозначно довольны качеством обучения выпускники Приволжского (38%) и Сибирского федеральных округов (37%). Как ни странно, меньше всего респондентов, полностью удовлетворённых вузовским образованием, наблюдается в Северо-Западном федеральном округе – по 24%.

Вариант ответа «скорее доволен» выбрал 41% участников опроса (38% среди мужчин и 43% среди женщин). Основные причины, не позволяющие респондентам испытывать полное удовлетворение от полученного образования, судя по их комментариям, — это трудности с поиском работы («Только в жизни оно мне не пригодилось – я работаю не по специальности, полученной в вузе») и недостаточное количество часов практических занятий («В вузах мало практики, которую можно применять в работе»). Чаще других этот вариант ответа выбирали жители Уральского федерального округа (45%).

Скорее недовольны полученным высшим образованием 18% от общего числа опрошенных выпускников. Закономерно, что таких больше среди россиян с ежемесячным доходом до 15000 рублей (20%), нежели среди тех, чья зарплата превышает 45000 рублей в месяц (15%). И вновь основная претензия – излишняя теоретизированность программы обучения и её несоответствие современным реалиям: «В настоящее время, к сожалению, мало внимания уделяется практической части образования, а слабая подготовка в сфере применения полученных знаний на практике ведёт к трудностям в трудоустройстве». Среди жителей Северо-Западного и Центрального федерального округов этот показатель наиболее высок и составляет 23% и 22% соответственно.

Однозначно недовольны полученным в вузе образованием 7% молодых россиян (8% среди выпускников мужского пола и 6% среди выпускниц): «На практике знания, даваемые вузом, бесполезны… Большую часть учебной программы составляют общеобразовательные предметы. Они, безусловно, развивают человека в целом, но знаний, необходимых для выбранной профессии, никаких не несут. В итоге из вузов выходят люди, которые потратили на обучение 5 лет жизни, но в их головах нет ничего существенного». Чаще остальных на «плохую организацию образовательного процесса, взятки, низкую квалификацию преподавателей и подавление свободы слова» сетуют жители Центрального (10%) и Северо-Западного округов (9%). Заметно реже других однозначно негативную оценку своим вузам выставляют жители Уральского федерального округа (4%).

Если же говорить об отдельных населённых пунктах, то из городов-миллионеров качеством образования особенно выделяются Казань и Уфа – полученными в вузах этих городов знаниями полностью довольны 42% и 41% выпускников соответственно. Среди респондентов, скорее довольных учёбой в вузе, преобладают жители Екатеринбурга (44%), Санкт-Петербурга, Челябинска и Самары (по 43%).

Негативные оценки своим вузам чаще других выставляют молодые москвичи и петербуржцы: категорически недовольны годами, проведёнными в альма-матер, 11% и 9% из них соответственно. В отличие от них жители Екатеринбурга, Новосибирска и Самары критикуют свои вузы заметно реже (по 4%).

Место проведения опроса: Россия, все округа

Исследуемая совокупность: экономически активное население России до 30 лет, имеющее высшее образование

Размер выборки: 13000 респондентов

Вопрос:

«Довольны ли Вы образованием, полученным в вузе?»

Ответы респондентов распределились следующим образом:

(кликните по картинке, чтобы увеличить изображение)

Некоторые комментарии респондентов:

«Однозначно доволен(-льна)» — 34%

«Меня там многому научили».

«Очень много практических занятий, а также возможность применения полученных знаний на практике (работаю с 1-го курса университета)».

«Учиться можно где угодно, всё зависит от человека. Я получил знания, которые мне давали, а некоторые просто потратили время, делая вид, что учатся…»

«Качество образования зависит в большей степени не от вуза, а от самого студента. Так что нечего сваливать плоды своей безответственности в период учёбы в вузе на преподавателей и вуз в целом!»

«Отличное, почти советское образование, когда готовили специалистов широкого профиля».

«Получение технического инженерного образования я считаю полезным для развития и понимания важнейших жизненных процессов. Инженерные навыки развивают способность к прогнозированию, принятию твёрдых решений, аргументированию своих действий».

«Я доволен не только качеством полученных знаний, но и профессионализмом, и человеческими качествами преподавателей».

«Каждый сам изучает то, что хочет. В институте ему просто помогают. Если человек хочет, то он изучит всё необходимое, а если нет, то любой институт бессилен…»

«Учиться, учиться и ещё раз учиться! Никакие знания не могут быть лишними! А образование я выбирал сам – значит хотел!»

«Хороший преподавательский состав и система обучения».

«Скорее доволен(-льна)» — 41%

«Отличный институт и преподаватели».

«Всё хорошо, но зачем менеджеру углублённое изучение внутренних устройств судов и их чертежи, а также чертежи портов от Калининграда до Владивостока?! Хоть у меня и был институт водного транспорта, но наибольшее внимание нужно было уделить практическим применениям навыков менеджмента и маркетинга в условиях современного рынка».

«Образование дали достойное в плане технических знаний и специальности. Огорчение приносит только рынок труда, где потребность в инженерах катастрофически низка».

«Было выделено мало часов для изучения иностранного языка».

«Я не собираюсь на этом останавливаться».

«Новых знаний я, конечно, не получил. Однако вуз помог мне систематизировать уже имеющиеся знания и взглянуть на некоторые проблемы с разных точек зрения».

«Не заставляют учиться!»

«Без опыта работы выпускники никому не нужны».

«Доволен, что был там. Но при этом считаю, что в нашей стране отвратительная система образования».

«Только в жизни оно мне не пригодилось – я работаю не по специальности, полученной в вузе».

«Скорее да, чем нет, так как я знала, что высшее образование нужно в жизни и отдала немало денег за обучение, чтобы сейчас сказать, что недовольна. Вот только я ещё ни дня не отработала после окончания вуза…»

«Мне повезло: подавляющее большинство моих преподавателей были замечательными. И с профессиональной, и с человеческой точек зрения. Были, конечно, исключения, но очень мало. Только это и спасало, а сама система образования – очень спорная».

«Скорее недоволен(-льна)» — 18%

«Много теории, мало практики».

«Оказалось, что массы предметов, которые хотелось изучать, нет, или по ним недостаточно занятий, зато много ненужных предметов, которыми загружают. О преподавателях лучше и не говорить».

«Кадровому делу я обучалась непосредственно в компании. Должность нравится, есть желание двигаться вперёд, учиться и развиваться!»

«В настоящее время, к сожалению, мало внимания уделяется практической части образования, а слабая подготовка в сфере применения полученных знаний на практике ведёт к трудностям в трудоустройстве. Также мне кажется, что распределение, которое раньше было после окончания вуза, имело не только практический смысл – обеспечить работой молодых специалистов, но и экономический, ведь изменение профиля работы или отрасли ведёт за собой затрату времени на адаптацию и изучение особенностей производства».

«После колледжа, где дают всё и понятно, в вузе скорее забываешь спецдисциплины, а не развиваешь кругозор».

«Часть курсов по определённым предметам заменялись на другие, в корне отличающиеся от заявленных на планируемый год. Какие-то предметы, по сути, абсолютно не нужны и не востребованы после окончания вуза, но они преподавались. Какие-то предметы хотелось глубже изучать».

«Потому, что родные слишком жёстко настояли на выбранном ими вузе. Хотя вуз и хороший, но образование – «не моё».

«В большинстве университетов преподают по программе, разработанной много лет назад… Не рассказывают о новых методах, тенденциях (в экономике, в частности). Ещё очень жаль, что не обучают работе с современными компьютерными программами… Нам, например, на факультете инвестиционного менеджмента преподавали программирование на Turbo Pascal. И зачем? Ни один работодатель даже не знает, что это за программа. Чтобы найти работу, нужно ещё дополнительно учиться… А вроде высшее образование получил».

«Много теоретической части, которую трудно использовать в жизни. Хотелось бы больше практических приёмов, отработки ситуаций, возникающих в процессе работы и т. д.».

«Как правило, знания, которые мы получаем в вузе, сильно оторваны от реальности, никто не даёт даже намека на положение дел на рынке труда».

«Однозначно недоволен(-льна)» — 7%

«Заочное обучение – это потеря времени, если студент не может сам себя организовать. Да и работодатель смотрит косо на такую форму обучения».

«Очень много теории, и те применения её на практике, которые были, не пригодились в реальной жизни».

«Ужасный вуз!»

«Большинство знаний, которые преподают в вузах, не применяются на практике в реальной жизни».

«На практике знания, даваемые вузом, бесполезны. Большую часть учебной программы составляют общеобразовательные предметы (такие, как культурология, философия, теория вероятности и т. д.). Они, безусловно, развивают человека в целом, но знаний, необходимых для выбранной профессии, никаких не несут. В итоге из вузов выходят люди, которые потратили на обучение 5 лет жизни, но в их головах нет ничего существенного».

«Безответственное отношение преподавателей к студентам и вообще к образованию».

«Плохая организация образовательного процесса, взятки, низкая квалификация преподавателей, подавление свободы слова, преследование за инакомыслие».

«Преподавателям наплевать на студентов».

«Я не тот вуз выбрал (специальность бесполезная)».

Самара today

*