25 июля 1917 года постановлением Самарской городской Думы была создана ночная патрульная служба Самары под руководством начальника городской милиции прапорщика С.И.Шиляева.

В ходе Февральской революции 1917 года во всех губерниях были ликвидированы полицейские структуры, прежде подчинявшиеся Министерству внутренних дел Российской империи. В Петрограде и Москве, а также в некоторых провинциальных городах все это сопровождалось нападениями на полицейских и их разоружением, арестами и расстрелами офицеров и уездных исправников. Руководили арестами, как правило, наскоро созданные комитеты общественной безопасности, обывательские и гражданские комитеты, сформированные из представителей армии, земств и ряда общественных организаций.

К чести нашего города, в Самаре процесс ликвидации прежних правоохранительных структур прошел бескровно, без арестов и расстрелов, без убийств полицейских чиновников. Уже 20 марта 1917 года Самарская городская дума приняла решение о расформировании городской полиции и о создании взамен ее народной милиции, подчинявшейся лишь исключительно решениям новой власти. Большинством голосов первым начальником Самарской городской милиции был назначен прапорщик одной из частей Самарского гарнизона С.И. Шиляев, активно проявивший себя в качестве оратора на различных митингах, и не раз публично выдвигавший собственные идеи о борьбе с преступностью в новых революционных условиях.

В первой половине 1917 года структура народной милиции в Самаре и других городах губернии все еще фактически повторяла структуру полиции Российской империи. Вся Самара была поделена на 5 милицейских участков, во главе которых теперь стояли бывшие офицеры Самарского гарнизона, все – личные знакомые Шиляева, лояльные к Временному правительству.

В то же время в новых правоохранительных структурах остро ощущался недостаток квалифицированных кадров, в частности, экспертов, дактилоскопистов, следователей и даже простых уличных полицейских, способных заметить в толпе подозрительного человека и умело его задержать. Поэтому уже вскоре после назначения Шиляева на должность начальника городской милиции им был подписан приказ, разрешающий брать на службу прежних сотрудников полиции. Каждый специалист принимался сюда с обязательным условием: дать расписку о том, что он признает новую власть и обязуется беспрекословно выполнять все распоряжения ее представителей. К августу 1917 года в Самарской народной милиции уже работало более 400 сотрудников, ранее служивших в царской полиции.

В мае-июне 1917 года не только в Самаре, но и во многих других городах России резко осложнилась криминальная обстановка, в основном вызванная многочисленными амнистиями, которые Советы на местах порой объявляли без особого повода. Выпущенные на волю уголовники стали объединяться в банды, которые по ночам грабили и обычных прохожих, и торговые заведения, и продовольственные склады. Особенно массовыми стали налеты на винно-водочные хранилища. Порой они перерастали в массовые побоища между перепившимися преступными группировками. Так, в Николаевске при ночном погроме казенного винного склада сначала началась беспорядочная стрельба, а затем вспыхнул пожар, во время которого погибло более 200 человек, участвовавших в разграблении хранилища.

Крайне озабоченная разгулом преступности в Самаре, городская Дума потребовала от Шиляева наведения порядка. На очередном заседании начальник городской милиции выдвинул предложение о создании специальной ночной стражи из военных и красногвардейских отрядов. Это предложение Шиляева гласные Самарской городской думы утвердили на своем заседании 25 июля 1917 года. С тех пор эта дата считается днем рождения ночной милиции нашего города.

Красногвардейские отряды, направляемые на ночное патрулирование, в то время формировались в основном по производственному принципу, то есть из рабочих промышленных предприятий, а также из солдат и офицеров Самарского гарнизона. Наибольшее количество красногвардейцев на охрану общественного порядка в это тревожное время делегировали мастерские Самаро-Златоустовской железной дороги и Самарский трубочный завод (впоследствии завод имени Масленникова).

Благодаря присутствию на улицах нашего города ночных патрулей летом и осенью 1917 года здесь и в самом деле заметно упал уровень преступности, а нескольких самых дерзких бандитов дружинникам даже удалось задержать и предать их революционному суду. Однако народная милиция в Самаре в 1917 году в целом оставалась слабо профессиональной, плохо обмундированной и вооруженной, и работа часто держалась лишь на голом энтузиазме ее руководителей и некоторых активистов. Но она заложила основы и опыт охраны общественного порядка в нашем городе.

Валерий Ерофеев

Самара today

*