Пётр Львович Монастырский (род. 1915) — советский и российский режиссёр, театральный деятель. Почётный гражданин Самары и Самарской области, народный артист СССР, лауреат государственных премий СССР и РСФСР. В Самаре — с 1959 года. Впоследствии стал художественным руководителем этого театра, при нём Самарский драматический стал и академическим, и орденоносным, и знаменитым на всю страну.

Пётр Монастырский русский режиссер, театральный деятель. Родился в Одессе 17 июля 1915. В 1935 стал актёром одесского ТЮЗа. В 1940 окончил режиссерский факультет ГИТИСа (курс профессора Б.Е.Захавы).

Работал в театрах Воронежа (Фландрия В.Сарду, 1940), Ярославля (Свадебное путешествие В.Дыховичного, 1945), Ворошиловграда (За тех, кто в море Б.Лавренева, 1946), Красноярска (Тайна вечной ночи И.Луковского, 1949), Новосибирска (Твоя семья Ю.Сальникова, 1954), пока в 1959 его не назначили в Куйбышевский областной драматический театр.

Впоследствии стал художественным руководителем этого театра, при нём Самарский драматический стал и академическим, и орденоносным, и знаменитым на всю страну.

Спектакли Чудесный сплав В.Киршона и В поисках радости В.Розова доказали яркость и глубину режиссуры Монастырского. Большое место режиссер уделяет драматургии Горького: Дело Артамоновых, Мать, Зыковы. С 1955 – режиссер творческого объединения «Мастера сцены». Наряду с классикой мирового театрального репертуара – Марией Стюарт Ф.Шиллера, Ричардом III У.Шекспира – появляются современные произведения, ставшие теперь классикой, – Иркутская история, Мой бедный Марат А.Арбузова, Варшавская мелодия Л.Зорина. Спектакль Варшавская мелодия считается одной из лучших работ Монастырского того периода и решен в прозрачных, нежных тонах.

Спектакли 1960–1970-х годов – горьковский Фома Гордеев, Зыковы и Варвары, Гамлет Шекспира, Золотая карета Л.Леонова, Татуированная роза Т.Уильямса – выразили страстное стремление к настоящей жизни, ярким, неподдельным чувствам, подвигам, любви. Спектакль Золотая карета запомнился необычностью сценического решения. Безвременье начала 1980-х годов нашло свое отражение в Ревизоре Гоголя, Дачниках Горького. Необходимость самоанализа в движении истории конца 1980-х годов – в Братьях Карамазовых Ф.Достоевского, Дальше… Дальше… Дальше! М.Шатрова, Горе от ума Грибоедова. Безнравственность власти и власть безнравственности – в Волках и овцах А.Островского и Коварстве и любви Ф.Шиллера в начале 1990-х годов.

И такие разные последние спектакли – ностальгические володинские Пять вечеров, трагическая Настена по повести В.Распутина Живи и помни, жесткая, стильная горьковская Васса и, наконец, тонкий, с прозрачным психологическим рисунком спектакль Долгий день уходит в ночь Ю.О»Нила. Произведения А.Вампилова (Утиная охота), И.Дворецкого (Человек со стороны), А.Гельмана (Протокол одного заседания) нашли в лице Монастырского талантливого и оригинального интерпретатора.

Успешно и плодотворно сотрудничал с талантливыми художниками-сценографами И.Мендяковичем, И.Сумбаташвили, Г.Эллинским и др. Параллельно с режиссурой занимался преподавательской деятельностью.

В 1987 был назначен секретарем Союза театральных деятелей РСФСР. Им поставлено более 200 спектаклей, из них около 120 на сцене Самарского Академического театра им. М.Горького.

Монастырским написаны книги о театре, о своих актёрах, о спектаклях и репетициях, о болезненных и драматических перипетиях современной отечественной истории и культуры.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Самара today

*