Шесть лет назад все начиналось как шутка. Три живущих в Португалии брата Нуну, Клаудиу и Вашку Виейра вслух помечтали о том, что если вкусные супчики их мамы Грасьеты пустить на продажу, можно заработать миллионы. Так оно и вышло. Теперь оборот их компании по продаже «маминых супов» исчисляется миллионами евро.

Готовые «Португальские супы» и «Супы Грасьеты», выпускаемые семейной фабрикой, можно встретить в супермаркетах по всей Португалии, и, несмотря на кризис, бизнес расширяется и недавно вышел на зарубежные рынки. Весной заключен контракт с одной из сетей испанских гипермаркетов.

Чтобы удовлетворить растущий спрос, пришлось покинуть старую-добрую кухню и построить новую современную фабрику в пригородах южного города Эвора, где посменно работают 55 человек. Но, как и раньше, на завершающем этапе процесс приготовления супов находится под неусыпным контролем 60-летней мамы Грасьеты. Только она имеет право решать, готов продукт или нет. «Через мамины руки еженедельно проходит полтора десятка тонн картошки и моркови, — подсчитал Вашку. — А еще многие килограммы чеснока, лука, шпината, фасоли, крупы…»

После приготовления суп замораживается и упаковывается в пластиковые емкости. Способ заморозки считается ноу-хау фабрики и держится в строгом секрете. «Мы совсем не кладем в наш суп искусственных пищевых добавок, в этом наше главное отличие от другой подобной продукции, — подчеркнул Вашку. — Отсутствие добавок гарантирует настоящий вкус ингредиентов, но налагает дополнительные обязательства. Мы должны использовать только самые свежие продукты. Обычно мы приобретаем их в нашей провинции Алентежу, но если не находим подходящих в округе, ищем повсюду. Подчас приходится делать закупки в Испании и даже во Франции».

Успех предприятия трех братьев зиждется на ренессансе культуры приготовления и потребления супов, которым отмечено в местной кухне начало нового века. В городе Томар, в центре страны, ежегодно проводится даже целый «Суповой конгресс». Суп веками был главным блюдом на столе у португальцев, но после «Революции гвоздик» 1974 года, свергнувшей режим диктатора Салазара, он стал ассоциироваться с трудными временами и бедностью. В 80-е и начале 90-х годов казалось, что первое блюдо окончательно превратилось в символ чего-то деревенского, нищенского, жалкого и навсегда вышло из моды. Но постепенно оно вернулось в рацион португальцев. Произошло это не без помощи энтузиастов, образовавших «Суповое братство». Инициаторами стала группа врачей-диетологов, озабоченных тем, что в результате новых модных пристрастий среди португальской молодежи стремительно распространяются такие опасные заболевания, как ожирение, гастрит, язва желудка.

Теперь трудно найти не только ресторан, но и кафе, и бар, где бы ни подавали суп. Сдался даже главный мировой пропагандист сухомятки «Макдоналдс». В Португалии сеть его закусочных тоже предлагает первые блюда, в том числе и любимый Салазаром суп калду-верде. Экономический кризис стал для многих ресторанов тяжелым ударом, но супам только сыграл на руку, так как первое блюдо не так сильно облегчает кошелек.

ИТАР-ТАСС

Самара today

*