3 июля 1980 года была совершена кража картин в особо крупных размерах из залов Куйбышевского областного художественного музея. В числе похищенных были картины Репина, Куинджи и Сурикова общей стоимостью 64 тысячи рублей.

Об этом «преступлении века» в советских средствах массовой информации было сказано лишь вскользь, да и то после того, как шедевры художников с мировыми именами снова заняли свои места в музейных залах. Однако в среде работников культуры история получила большой резонанс, и в первую очередь по причине «недосказанности» отдельных эпизодов этого дела.

Вот что об этой краже говорилось в суточной сводке происшествий по городу: «3 июля 1980 года в первом часу ночи неизвестные преступники выставили стекла в окне второго этажа Куйбышевского художественного музея на площади Куйбышева, проникли в его помещение и совершили кражу картин художников: А.И. Куинджи «Облако» стоимостью 10 тыс. руб., и «Море» стоимостью 15 тыс. руб., И.Е. Репина «По следу» стоимостью 25 тыс. руб., и «Волжский пейзаж с лодками» стоимостью 4 тыс. руб., и В.И. Сурикова «Казак в лодке» стоимостью 10 тыс. руб. Все картины подлинники, общая стоимость похищенного 64 тыс. руб.»

В нынешние времена полотна перечисленных выше мастеров наверняка были бы оценены в миллионы, а то и в десятки миллионов долларов. Что же касается уголовного законодательства 1980 года, то тогда кража госимущества на сумму свыше 10 тысяч рублей считалась хищением в особо крупных размерах, с последующим наказанием вплоть до высшей меры, то есть до расстрела. А за 64 тысячи рублей в то время официально можно было купить шесть автомашин «Волга», да еще и «Запорожец» в придачу. Неудивительно, что столь неординарное преступление было поставлено на особый контроль в УВД Куйбышевской области и Министерстве внутренних дел СССР.

Вор был задержан всего через пару недель. Им оказался 30-летний Виктор Хворов, который на момент ареста задержанный числился экспедитором Советского треста столовых. В тот же день он написал заявление о явке с повинной, в котором сообщил, что две недели назад на волжском пляже двое незнакомых парней, назвавшиеся Юрой и Валерой, предложили ему ночью «взять музей» во Дворце культуры на площади Куйбышева. Хворов согласился, только спросил про музейную сигнализацию. Но Юра его успокоил – сказал, что он не сработает.

Когда около часу ночи воры выставили стекло в окне музея, сигнализация и в самом деле не сработала. По словам Хворова, картины они не выбирали, а взяли первые пять штук, которые попались под руку. Когда все спустились из окна на землю, Хворов взял себе два полотна из пяти, и вся компания договорилась встретиться у него дома через две недели. Но больше этих парней Хворов никогда не видел. А на последующих допросах жулик рассказывал следствию, как он в течение двух недель безуспешно пытался сбыть краденое самым разным людям, но безуспешно.

За неимением лучшего объяснения следователь принял его версию, хотя и она, и ряд других материалов свидетельствовали, что Хворов, мягко говоря, открыл далеко не всю правду по делу. В частности, вскоре стало понятно, что экспедитор треста столовых полез в музей вовсе не спонтанно, а как раз наоборот – хорошо подготовившись к своему преступлению. Иначе, например, невозможно было объяснить тот факт, что похититель перед ночным визитом в музей не раз приходил сюда в рабочее время, купив билет. Во время очных ставок Хворова со смотрителями и кассиром музея последние его сразу же опознали. Однако добиться от подследственного новой информации о судьбе остальных шедевров и о заказчиках преступления так и не удалось. В результате в январе 1982 года за хищение госимущества в особо крупных размерах областной суд приговорил Виктора Хворова к 10 годам лишения свободы в колонии строгого режима.

В конце 1980 года дело о розыске оставшихся трех картин было выделено в отдельное производство. Но прошло еще немало времени, прежде чем сыщики снова вышли на след пропавших бесценных полотен, которые были обнаружены только в 1983 году при попытке их нелегального вывоза за границу.

Продавцом оказался… сотрудник мединститута Валерий Хворов, родной брат ранее арестованного за кражу из музея Виктора Хворова. Две картины у него были изъяты во время их передачи посреднику, который намеревался отвезти их в Ригу, работнику морского флота, и последняя, пятая — на его даче в Куйбышеве на Поляне имени Фрунзе.

Несмотря на столь успешное окончание дела, вокруг кражи пяти картин из залов Куйбышевского художественного музея в 1980 году до сих пор остается так много неясностей, что их вполне хватило бы на новое расследование. В частности, следствие не смогло (или не стало) выяснять, почему в ночь кражи не сработала сигнализация, установленная в залах музея. Осталось непонятным, зачем Виктор Хворов накануне кражи неоднократно посещал экспозицию с украденными впоследствии картинами, если, по его показаниям, он в этом преступлении оказался замешанным совершенно случайно. Странным выглядит и то обстоятельство, что следствию за три года так и не удалось обнаружить никаких следов загадочных сообщников Хворова, вместе с которыми он якобы проник в музейные залы в ночь на 3 июля 1980 года. Да и были ли вообще эти сообщники? Ответа на эту загадку нет до сих пор.

Но самым загадочным фактом из этой истории выглядит следующий: оказывается, брат единственного осужденного по делу Валерий Хворов, у которого и были обнаружены три из пяти украденных картин, впоследствии… так и не был привлечен к уголовной ответственности. Между тем улик против него в деле имеется более чем достаточно, и осудить Валерия можно было бы хотя бы за хранение краденого госимущества, а также за попытку его сбыта. Почему же этого так и не произошло четверть с лишним века назад? Но об этом ветераны милицейских служб по сей день упорно молчат.

Валерий Ерофеев

Самара today

*