5 июля 1941 года в Куйбышеве началось массовое размещение прибывших по эвакуации с запада рабочих и членов их семей. За три дня удалось расселить 11 тысяч человек, но число беженцев с каждым днем все увеличивалось.

Под натиском хорошо вооруженных немецких войск у советской страны была отторгнута территория, на которой проживало 30 миллионов человек, действовало свыше 30 тысяч предприятий народного хозяйства. В спешном порядке оборонные заводы перебрасывались на восток, в том числе и в Куйбышев. 4 июля 1941 года в город прибыл первый поезд с эвакуированными. К ноябрю в областном центре эвакуированных было уже 139 тысяч. Еще 47 тысяч беженцев приняла Сызрань. Всех прибывших надо было разместить, накормить. На долгих четыре года служба социального обеспечения Куйбышевской области стала главным опекуном, настоящим ангелом-хранителем эвакуированных.

В сентябре 1941 года из Москвы стали прибывать составы с оборудованием и работниками 1 ГПЗ. Хуже пришлось тем, кто приехал с последними эшелонами, когда отведенный москвичам Линдов городок был уже переполнен. Новеньких стали подселять к местным жителям. Делалось это так. Каждую квартиру куйбышевцев обследовала специальная комиссия райисполкома и решала, сколько приезжих можно туда вселить. Разговор с жильцами обычно заканчивался словами: «Одну комнату вам придется отдать эвакуированной семье. Сегодня же».

За счет приезжих население города с довоенных 400 тысяч человек увеличилось до 500 с лишним тысяч. Всех нужно было обеспечить самым необходимым. Работники собесов сбивались с ног, но не успевали сделать все что положено. В высокие инстанции посыпались жалобы от эвакуированных, и областным властям пришлось принимать экстренные меры. В частности, прежний заведующий горсобесом т. Одногулов был заменен. Укреплены аппараты городского и райсобесов, в результате чего они стали работать значительно лучше.

В 1942 году жалоб на работу собесов стало меньше. Эвакуированные отвечали добром на добро. Они шли на самую трудную, низкооплачиваемую работу, становились ночными сторожами, комбайнерами, судоремонтниками, строителями. В самом тяжелом положении оказались семьи тех, чьи мужья пропали без вести на фронте. Таким госпособие не полагалось, так как считалось, что пропавшие без вести могли сдаться в плен. Этим семьям можно было помочь, только устроив на работу трудоспособных. За первые шесть месяцев войны таких было трудоустроено 3888 человек.

До самого конца войны, до тех пор, пока не вернулись из Германии фронтовики, продолжалась денежная и другая помощь семьям эвакуированных. Многим потерявшим кормильцев семьям пенсии и пособия выплачивались и в мирное время. За годы войны силами эвакуированных предприятий Куйбышев выпусти 26 тысяч боевых самолетов, 70 тысяч минометов, 500 тысяч снарядов, 44 миллиона подшипников, 10,5 тысяч станков, множество другой стратегически важной продукции. Построенный на Московском шоссе памятник самолету-штурмовику ИЛ-2 – это памятник всем героям тыла.

Самара today

*