16 июня 1928 года на хуторе Горно-Шишканском Большеглушицкого района произошли трагические события, положившие начало громкому по тем временам «делу Вавилова дола».

Борьбу с религиозными культами советская власть начала почти сразу же после Октябрьского переворота.. Правовой базис под такую борьбу властями был подведен в 1926 году, когда в очередную редакцию Уголовного кодекса РСФСР включили известную 58-ю статью (контрреволюционные преступления). Своего наивысшего накала антирелигиозная истерия в СССР достигла в конце 20-х – начале 30-х годов, когда в упомянутой выше статье появился пункт 5810 (религиозная контрреволюционная пропаганда). Под ее действие в то время мог попасть практически любой служитель культа. Пример тому – так называемое «дело Вавилова Дола», которое началось летом 1928 года.

Вавилов (Авилкин) дол — памятник истории и природы всероссийского значения, который находится примерно в 60 километрах южнее села Марьевка Пестравского района Самарской области и представляет собой глубокий овраг посреди открытой степи. Здесь еще в конце XIX века был основан монастырь с несколькими часовнями, а пещеры на склоне оврага стали монашескими кельями. В течение десятилетий сюда со всего Поволжья потоком шли верующие с надеждой получить благословение от святых людей.

Однако событие, ставшее затем формальным поводом для начала следствия по этому делу, произошло не здесь, а за сто с лишним верст от монастырской обители – на хуторе Горно-Шишканском Большеглушицкого района, ныне уже не существующем. Однажды сюда пришел святой старец, называвший себя «отцом Кондратием» (по документам – Кондратий Федорович Молодых, 58 лет), который устроил здесь моление, изгонял бесов из всех желающих, освящал еду и воду. На другой день, когда старец уже ушел с хутора, психически неуравновешенная 33-летняя крестьянка Прасковья Шубина неожиданно для всех тоже объявила себя святой и сама стала изгонять бесов из односельчан. Но 16 июня 1928 года одно из «изгнаний» закончилось тем, что Шубина с группой своих приверженцев медным крестом до смерти забила Макриду Нещадину, 55-летнюю жительницу соседнего села.

На место происшествия приехал следователь Андреев из Пугачевского округа, на территории которого находился злосчастный хутор. Следователь выявил религиозных фанатиков, и по обвинению в убийстве арестовал пятерых участников «изгнания», в том числе Шубину и ее мужа. Позже следствию удалось найти и допросить и уже упоминавшегося старца Кондратия, которого первоначально обвинили в подстрекательстве к убийству.

Следствие было почти закончено в начале апреля 1929 года, но затем ситуация резко изменилось. По распоряжению обкома ВКП (б) производство по «делу религиозных фанатиков» приняла на себя Средне-Волжская областная прокуратура, руководству которой поступило прямое указание о необходимости использовать факт убийства в Большеглушицком районе для усиления борьбы с религией. Именно тогда в рамках этого уголовного дела впервые появились показания о связи Кондратия, который действительно посещал Вавилов дол 3-4 раза в год, со здешней монастырской общиной. Данный факт старший следователь прокуратуры Чепура счел достаточным для предъявления старцу обвинения в контрреволюционной деятельности. Оставалось лишь подобрать «идейных вдохновителей расправы над Нещадиной».

Их нашли в мае 1929 года, когда прокуратура предъявила десятерым священникам из общины Вавилова дола обвинение в пособничестве Шубиной и ее родственникам, совершившим убийство. Среди подследственных оказались попечитель церкви Вавилова Дола 65-летний Федор Малов а так же священник церкви ближайшего села Ивановка 52-летний Иван Журавлев, священник церкви Вавилова Дола 53-летний Анисим Пряхин, и другие служители культа. Поначалу никаких конкретных фактов им предъявить не смогли, однако после того, как следствие «поднажало» на обвиняемых и свидетелей, некоторые из них стали давать нужные показания. Вот что, в частности, сообщил на допросе хлебопек монастыря Иван Галкин:

«Когда у нас бывало скопление публики – богомольцев, то попечитель церкви Малов тотчас же начинал говорить проповеди такого содержания: сейчас очень тяжелое время. Так как Сатана был связан богом на 1000 божьих лет, а сейчас развязался, то власть теперешняя, советская, и есть власть сатаны. Далее Малов все время говорил, что сейчас настало последнее время, и что скоро придет конец света». Примерно то же самое показал монах Иван Дорофеев и другие лица, проходившие по делу.

Довольно быстро в антисоветской деятельности признались почти все обвиняемые. Например, священнослужитель Малов на следствии показал следующее: «В своих проповедях я действительно говорил верующим, что советская власть есть власть сатанинская, что хлебозаготовки разоряют крестьян, и что под личной коммунистов на земле появились слуги антихриста».

Решением суда шестеро священнослужителей во главе с Маловым были признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст. 5810 УК РСФСР (религиозная контрреволюционная пропаганда), и приговорены к высшей мере наказания — расстрелу. Прочих лиц, причастных к деятельности общины Вавилова дола, суд признал виновными по ч.2 ст. 17-5810 УК РСФСР и по ст. 123 УК РСФСР (совершение обманных действий с целью распространения суеверия), и приговорил их к лишению свободы на срок от 3 до 8 лет. А участники убийства были признаны виновными по ч.2 ст. 142 УК РСФСР (нанесение тяжких телесных повреждений), и приговорены к наказанию от 2 до 8 лет лишения свободы. Сразу же после завершения судебного процесса церковь, часовни и монастырь в этой степной обители были снесены специальными подразделениями НКВД. В отношении смертников приговор почти сразу же был приведен в исполнение.

В 1995 году на основании ст.3 и ст.5 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий», принятого 18 октября 1991 года, большинство лиц, осужденных по «делу Вавилова дола», были полностью реабилитированы.

Валерий Ерофеев

Самара today

*